Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский 20 января заявил, что во время переговоров в Москве 22 января его заместитель поднимет «целый ряд проблем в польско-российских отношениях». По его мнению, возвращение Польше обломков президентского самолета Ту-154М входит в сферу интересов самой России.
Министр подчеркнул, что это будет рабочий визит: «У нас с нашим восточным соседом есть целый ряд существующих уже много лет проблем, которые необходимо обсудить. Я имею ввиду и небольшие проблемы, касающиеся давней дипломатической собственности России в Варшаве, и серьезные – вопрос безопасности Европы. И, конечно, крайне важная проблема – невыясненная Смоленская катастрофа».
Глава польской дипломатии подчеркнул, что это первый рабочий визит после нескольких месяцев перерыва, поэтому польская сторона намерена обсудить все вопросы. «Безусловно, россияне являются хозяевами этой встречи и они будут регулировать время и характер ведения переговоров. При этом мы призываем Россию позволить нам поднять все важные вопросы. Возможно, нужно будет составить какой-то список этих проблем и впоследствии решать их политическим путем на уровне министерств иностранных дел».
Министр Ващиковский прокомментировал также вопрос возвращения в Польшу обломков президентского самолета Ту-154М, которые с 2010 года, с момента Смоленской катастрофы, находятся в России.
«Если россияне в очередной раз скажут нам неправду о том, что обломки – это какое-то там доказательство в расследовании, то мы уже знаем, что такое расследование может идти намного быстрее, я имею ввиду то, как россияне расследовали авиакатастрофу их самолета над Синаем. Там они не махали никому перед носом конвенциями и протоколами, а просто поехали, все забрали и закончили следствие. И если они скажут нам, что якобы у нас был доступ к обломкам, тогда мы ответим, что их доступ к обломкам был намного шире, раз они удерживают самолет уже 6 лет», - подчеркнул министр Ващиковский.
По его словам, удерживание обломков самолета «все больше убеждает нас в наших подозрениях по поводу того, что россияне делают это намеренно, что это элемент политической игры. Мы такой игры вести с Россией не хотим, мы просто хотим выяснить обстоятельства катастрофы. Когда россияне это блокируют, поляки начинают подозревать, что России есть, что скрывать. Так что в сфере интересов России лежит окончание этого дела, потому что именно оно кладет огромную тень на польско-российские отношения».
PAP/jk