3 апреля 1940 года первый транспорт с польскими военнопленными выехал из концлагеря в Козельске в Катынь.
В рамках Катынского преступления было убито около 22 тысяч польских граждан, взятых в плен после советской оккупации Польши.
Поляков убивали выстрелом в затылок и массово захоранивали в Катыни, Медном и Харькове. Экзекуции продолжались с апреля до мая 1940 года.
Около 15 тысяч жертв были привезены из лагерей в Козельске, Осташкова и Старобельска. Среди них был Юзеф Чапский – художник и солдат, один из немногочисленных, кому удалось уцелеть. На волнах радиостанции «Свободная Европа» в 1961 году он рассказал, что пленные вывозились согласно спискам Москвы:
«Это была кровавая расправа с элитной группой польского общества. Советская власть в марте 1940 года решила, что эта группа представляет угрозу для нее, потому что в нее входили польские патриоты, представители интеллигенции, которые были вражеским элементом в планах Советского Союза».
Катынское преступление было совершено на основе декрета от 5 марта 1940 года, подписанного Иосифом Сталиным. В документе было распоряжение убить более 25 тысяч польских военнопленных, находящихся в тюрьмах в Украине и Беларуси.
Секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозьник, погибший в 2010 году в Смоленской катастрофе, говорил, что документ, подписанный Сталиным, являлся результатом запланированного властью СССР убийства польских военнопленных, которому не было равных в истории.
«Офицеры, пребывающие в лагерях в Козельске, Осташкове и других городах СССР, были взяты в плен, а значит, их охраняла Женевская конвенция, но советская власть не обращала на это особого внимания. Офицеры, которых везли на смерть, не могли даже подумать, что их расстреляют», - отмечал Анджей Пшевозьник.
Те, кто совершил Катынское преступление, не были осуждены. В рамках 14-летнего российского расследования, которое завершилось в 2004 году, было установлено, что убийство не было геноцидом, и никто не предстал перед судом.
С ноября 2004 года следствие по делу о Катынском преступлении ведет Институт национальной памяти Польши. Историки института считают Катынское преступление геноцидом. По мнению польских экспертов, преступление было мотивировано классовой, а фактически также национальной неприязнью и носило массовый характер.
IAR/es