Министерство обороны Польши предоставило Национальной прокуратуре дополнительные материалы, касающиеся дела о Дональде Туске. Речь идет о заявлении, поданном 17 марта 2017 года, по подозрению в совершении преступления в ущерб Республики Польша бывшим премьер-министром страны.
Заявление касалось отказа от польско-российского соглашения от 1993 года, которое гарантировало Польше равные права, и заключения с Россией соглашения о расследовании Смоленской катастрофы на основании 13 положения Чикагской конвенции.
В сообщении, опубликованном на сайте Министерства обороны, в частности, отмечается, что материалы включают в себя информацию о трех телефонных переговоров, проведенных 10 апреля 2010 года тогдашним премьер-министром Польши Дональдом Туском с премьер-министром России Владимиром Путиным, и двух переговоров с президентом Дмитрием Медведевым.
Также переданы материалы, указывающие на хронологию принятия решения о способе исследования катастрофы с указанием на «решающую роль премьер-министра Дональда Туска, министра национальной обороны Богдана Клиха, который, вопреки статутному обязательству до 15 апреля 2010 года не созвал следственную Комиссию по расследованию авиационных происшествий».
Кроме того среди представленных документов есть материалы, касающиеся тогдашнего министра инфраструктуры Цезары Грабарчика, который, по данным Минобороны, «форсировал исследование в соответствии с 13 положением», а также Эдмунда Клиха, который, «выступая в роли главы Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий, принял из рук российского премьер-министра Владимира Путина должность члена российской комиссии».
Министерство обороны также передало прокуратуре сообщения, отправленные из Смоленска министру Богдану Клиху.
В сообщении польского ведомства говорится, что из переданных прокуратуре материалов следует, что «существовала крайняя необходимость применения «Соглашения между Министерством национальной обороны Республики Польша и Министерством обороны Российской Федерации относительно правил взаимного воздушного движения военных самолетов Польши и РФ в воздушном пространстве обоих государств» от 14 декабря 1993 года».
По данным министерства, соглашение гарантировало Польше равенство сторон и сотрудничество в расследовании причин авиакатастрофы. Эти действия входят в сферу полномочий Комиссии по расследованию авиационных происшествий, которая должна была работать с соответствующим российским органом. Как указано в коммюнике, «соглашение предоставляло доступ к необходимым документам, а его применение исключало бы, например, отказ от выполнения просьб».
Министерство обороны отмечает, что представленные факты свидетельствуют о том, что «решение было принято в первые дни, возможно, 10 апреля 2010 года, без необходимого анализа правил и учета интересов Республики Польша».
IAR/ds