Американские СМИ не исключили, что решение о возможной ракетной атаке по Сирии может быть принято президентом Дональдом Трампом до конца текущей недели. Ситуация вокруг Сирии усугубляется, есть определенные признаки того, что обострение в Сирии может перерасти в реальные военные действия с участием США и России. Известный польский эксперт по международным вопросам Анджей Таляга отмечает, что мировое сообщество довольно спокойно отреагировало на последние события:
- Честно говоря, меня больше всего удивляет довольно спокойная реакция международной общественности на заявления двух ядерных держав - России и США - о готовности начала в Сирии масштабной военной операции. Ситуация вокруг Сирии усугубляется и к ней следует отнестись весьма серьезно. Если американская сторона планирует нанести по позициям сирийских войск мощные ракетные удары, как это было, например, весной 1999 года в бывшей Югославии, то это предполагает применение эффективных средств РЛБ для вывода из строя радарных установок и систем ПВО противника. В случае Сирии это означает непосредственную атаку на российские объекты и военнослужащих, так как сирийская система ПВО контролируется Россией. Необходимо иметь в виду тот факт, что, например, на авиабазе Хмеймим в сирийской Латакии размещены российские системы ПРО С-200, С-300, С-400 и «Бук». Главная задача этих комплексов - прикрытие с воздуха российских военных объектов. Американская атака означает начало полномасштабной американо-российской военной конфронтации, последствия которой сегодня предугадать трудно.
Эксперты предполагают что новая операция США в Сирии, вероятно, будет более масштабной, чем удар по аэродрому «Аш-Шайрат» в апреле прошлого года. Она может длиться несколько дней, что потребует больших ресурсов. Гость нашей передачи Анджей Таляга, однако, не исключает, что Россия и США в конечном итоге не встанут на путь военной конфронтации:
- Конечно, нет уверенности в том, что в Сирии будет реализован именно сценарий прямой военной конфронтации двух мировых держав. Я надеюсь, что этого не произойдет. Возможно, американская операция в ответ на недавнюю химическую атаку в районе города Дума будет довольно ограничена. Я не исключаю американских точечных ударов с применением крылатых ракет, а также самолетов-невидимок и стратегических бомбардировщиков с тем, чтобы избежать поражения российских объектов в Сирии. В ответ на это Россия способна применить новейшие крылатые ракеты типа «воздух-земля». По сообщениям авторитетных американских и турецких СМИ, потенциальными точками для удара могут стать два военных аэродрома, исследовательский центр и предприятие, где производится химическое оружие. Тем не менее, нынешнее обострение ситуации вокруг Сирии должно вызывать серьезную озабоченность, поскольку приведение в действе военных потенциалов Америки и России – это непосредственная угроза не только региональному, но и глобальному миру. Опыт показывает, что казалось бы маргинальные вооруженные инциденты могут перерасти в полномасштабный конфликт. Тем более, что и президент России Владимир Путин, и президент США Дональд Трамп вынуждены постоянно подтверждать силу своего лидерства.
По мнению Анджея Таляги, новый виток сирийского конфликта с участием США и Росси может подорвать не только региональную стабильность:
- Никто не хочет, чтобы Россия и США обменялись мощными ударами, что означало бы вступление на путь военной конфронтации. Последствия тогда будут плачевными, даже если война двух держав будет носить ограниченный характер. Достаточно проследить влияние международных санкций на российскую и мировую экономику и финансовые рынки, курс рубля, цены нефти и так далее. Новый виток войны в Сирии с участием России и США может негативно повлиять на глобальные экономические процессы.
Анджей Таляга подчеркивает, что президент Дональд Трамп хочет создать широкую международную коалицию для поддержания реализации своих военных планов в Сирии, хотя попытки протолкнуть этот вопрос через Совет Безопасности ООН не принесли результата:
- Кажется, что сегодня США могу рассчитывать прежде всего на военную поддержку со стороны Франции. Тем более, что французская армия располагает достаточными средствами, чтобы вместе с американскими силами нанести ракетные удары по целям в Сирии. На данный момент этого с американской перспективы вполне достаточно, но не менее важное значение имеет широкая международная политическая и логистическая поддержка других стран. Я не исключаю, что к создаваемой США коалиции ад-хок могут присоединиться не только Франция и Великобритания, но также Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Региональный конфликт, вызванный авиаударами США их союзников по войскам Асада в Сирии может перерасти в широкий конфликт между странами Запада с одной стороны и Россией и Ираном с другой. Об этом хорошо знают в руководстве американского военного ведомства.
Мне кажется, что в настоящее время на тему ситуации в Сирии и возможных сценариев ее развития между Вашингтоном и Москвой ведется интенсивный дипломатический диалог. Это подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, говоря о канале связи между военными России и США, который по его словам «находится в активном состоянии и задействован с обеих сторон». Россияне хорошо понимают, что у президента Трампа после его шумных заявлений о планируемых ракетных ударах нет другого выхода, нежели реализовать этот план. Трамп сказал – трамп сделал. Я не исключаю, что американские и российские военные согласуют цели в Сирии для нанесения ударов, чтобы избежать собственных потерь. Американский президент также обсуждает с президентом Франции Макроном и другими лидерами западного мира дальнейшие действия против сирийских властей.
Беседу вел Анджей Сежповский.