Да, Вислава Шимборская, выдающаяся поэтесса, лауреат Нобелевской премии по литературе, занималась также созданием рукодельных открыток, о чем хорошо знали ее друзья. «Творчество Шимборской, пишут авторы выставки, складывалось из трёх сфер: серьезной поэзии, несерьезной поэзии и коллажей. И они вместе определяют творческую личность Шимборской».
Кому и когда отправляла свои открытки-коллажи Вислава Шимборская? С этим вопросом я обратилась к Иоанне Щенсной, автору многих публикаций о Шимборской, ее близкой знакомой и биографу – совместно с Анной Биконт они написали еще при жизни поэтессы ее биографию.
«Сама она объясняла, что идея этих открыток-коллажей взялась из факта, что письма подвергались контролю и в связи с этим она предпочитала что-то забавное наклеить, а на обратной стороне передать привет и таким образом поддерживать связь. Но я думаю, что это не совсем так. Во-первых, мне кажется, у нее была такая художественная потребность. У нее всегда была смекалка к таким вещам. Я напомню, что уже во время войны она иллюстрировала учебник английского языка, а потом книжки для детей своего первого мужа. Во-вторых, она любила кич, собирала разные старые журналы, и пришел момент, когда у нее в голове сложилась идея, что из этого можно сделать такие забавные открытки-коллажи. А в-третьих, так же как со стихами, она ведь написала их не так много, всего 200, не писала поэм, и писем длинных не писала. Это была форма, которую она создала для поддерживания контактов с друзьями».
По словам Иоанны Щенсной, делала она эти открытки несколько раз в году . И тогда она никого не пускала в дом.
Вислава Шимборская, Гизеле Шанцер, 1987, авторская открытка, из Архива MOCAK.
«Весь дом был забросан вырезками и клочками газет. А ведь в давние времена это было не просто иметь хороший клей, хорошие картонки. То, что сейчас можно купить в любом писчебумажном магазине, тогда это были раритеты,котрые привозили ей друзья из заграницы. Она стремилась, чтобы эти коллажи не морщились, не отклеивались. Иногда делала что-то специально с мыслью о конкретном адресате. Делала также своего рода массовую продукцию – такие открытки основанные на одной идее она посылала на Новый год. Я думаю, что всех этих открыток может быть несколько тысяч. Если кто-то попал в список друзей, то это было пожизненно».
Я могу признаться, что также открытки из моего домашнего архива, адресованные моим родителям, оказались на выставке, а я попала на, так сказать, «зарытое открытие» - мероприятие перед официальным началом выставки. А ведь удивилась бы Шимборская, узнав, что ее «выклеянки», как она их называла, оказались в музее изобразительного искусства, сказал знаток творчества Шимборской Тадеуш Нычек на открытии встречи. Подтвердила это директор музея и куратор выставки Мария Анна Потоцкая:
«Такого рода выставки, а эта выставка входит в серию экспозиций художников- любителей, касается в основном людей, которые были бы удивлены, что какое-либо официальное художественное учреждение ими заинтересовано. Потому что у них было столь сильное чувство личного удовлетворения, что это их творчество рождалось на линии «мы – друзья» (так было в случае Шимборской), и не было потребности поиска известности, шума , того, что сопутствует профессиональному искусству. А ведь вошедший в историю искусства известный польский примитивист Никифор тоже был бы удивлен, что его картины выставляются в тех музеях, которые показывали картины Матейко. Конечно Вислава тоже чувствовала бы смущение, так как была очень скромным человеком, ведь и Нобелевская премия ее смущала. Поэтому была бы смущена тем, что современное искусство воспринимает ее как партнера. Это касается всех этих людей и поэтому они так прекрасны. Потому что они совсем бескорыстны, совсем невинны во всей этой игре, на рынке погони за успехом».
«Мы не утверждаем, что каждая из сфер творчества Шимборской гениальна в равной мере, пишут авторы выставки, - но считаем, что выборочная интерпретация этого творчества способствуют тому, что образ человека получается неполным». Мария Анна Потоцкая обратила внимание на еще одну немаловажную вещь
«С художественной ценностью бывает по-разному. В истории искусства мы привыкли, что ценность ищем в шедеврах. В отдельных произве-дениях. А сейчас есть такая тенденция искать ценность в творческих личностях. Это не так, что мы смотрим на отдельные произведения и восхищаемся. Мы ищем что-то, что является проявлением личности, и Шимборская создала такой полный личностный пакет: из своей поэзии – серьезной и несерьезной, из визуальных поэм, которые мы здесь показываем. И это интересно. Есть в этом еще одно послание – смысл, довольно важный после ХХ века. Каждый человек является художником. Если у тебя есть потребность, чтобы каким-то образом покорить мир своим мышлением, своим видением, то создаешь предметы, которые становятся такой, своего рода, формой дискуссии, выходом для самого себя. И такого рода выставки являются как будто указанием: эй, ты! Ты ведь тоже можешь быть художником! Если у тебя есть такая потребность – создавай предметы!»
Вислава Шимборская, Гизеле Шанцер, 1984, авторская открытка, из Архива MOCAK. (Надпись: У меня есть идея)
Выставка в МОЦАКе продлится до 13 апреля. А посмотреть некоторые открытки Шимборской можно на сайте музея http://www.mocak.pl/kolaze .
Но на выставке их 270!
Наталья Ворошильская