В День памяти усопших мы традиционно вспоминаем выдающихся деятелей культуры, ушедших из жизни в данном году.
- 19 февраля не стало Дануты Шафлярской, одной из наиболее ярких актрис польского театра и кино, известной также продолжительностью своей сценической деятельности. Данута Шафлярская скончалась в возрасте 102 лет, и до этого времени она активно работала. Напомним, что в годы Второй мировой войны Шафлярская играла во Фронтовом театре Армии Крайовой, а во время Варшавского восстания была связной. Также организовывала тогда знаменитые подпольные концерты в стенах Варшавской политехники. Играла в первых послевоенных фильмах, в том числе «Запрещенные песни» и «Сокровище». В последние годы актриса блистала в бьющей все рекорды популярности постановке по пьесе Дороты Масловской «У нас всё хорошо». Также снялась в фильме Владислава Пасиковского «Колоски» и «Другой мир» Дороты Кендзежавской, которая еще при жизни актрисы так определила феномен Дануты Шафлярской:
Дорота Кендзежавская: «Во-первых, невероятная история самой актрисы, история ее жизни, очень интересной, хотя и очень трудной. При этом – всегда хорошее настроение, улыбка, благородство манер, радость от пребывания здесь и сейчас и от того, что имеет. Я вообще не помню, чтобы пани Данута на кого-то или на что-то жаловалась. Эта выдающаяся актриса приезжала ко мне - как это было в случае фильма «Черти» - дебютантке, и ни разу не повела себя как капризная звезда. Она буквально снимала с меня стресс, работала со 100-процентной самоотдачей и очень мне помогала. За годы сотрудничества с Данутой Шафлярской нам казалось, что мы знаем ее очень хорошо, не только как актрису, но и замечательную рассказчицу. Но оказалось, что до момента съемок фильма «Другой мир» мы не представляли, насколько драматической была история ее молодости, ее военная судьба».
***
- 22 мая польская музыкальная сцена потеряла еще одного замечательного артиста. Не стало Збигнева Водецкого – эстрадного вокалиста, виртуоза скрипки, трубача и композитора. Несколько летЗбигнев Водецкий как музыкант был связан творческими узами с Симфоническим оркестром Польского Радио, а его вокальный дебют состоялся в 1972 году на Фестивале польской песни в Ополе. И с тех пор его звезда на эстраде в Польше и за границей не меркла. Его знали как многогранного артиста, наделенного талантом, как говорится, от Бога. Но сам Збигнев Водецкий считал, что надо много трудиться и быть очень требовательным к себе:
Збигнев Водецкий: «В течение 40 лет моей деятельности на эстраде большинство концертов было необыкновенным. Каждый концерт можно назвать необыкновенным, каждый. Потому что надо максимально выложиться, сделать всё наилучшим образом. А это не только умение петь и играть. Надо всё проверить, чтобы был хороший звук, свет. Конечно, для этого работает несколько команд. Но я считаю, что именно артист за все отвечает, ведь это он предстает перед публикой».
***
- 19 августа ушел из жизни Януш Гловацкий – замечательный польский драматург, прозаик, сценарист, эссеист. Его пьесы: «Замарашка», «Охота на тараканов», «Антигона в Нью-Йорке», «Четвертая сестра» ставили театры во многих странах, в том числе за восточной границей Польши. Януш Гловацкий – уникальный автор с нежной и чувствительной душой, которому ирония и сарказм служили защитой от жестокости этого мира. Председатель Союза артистов польских сцен Ольгерд Лукашевич выразил мысль, что Януш Гловацкий был настоящим современным интеллектуалом, философом, вскрывавшим глупость и абсурд не только отдельных ситуаций, но и бытия. В свою очередь, директор варшавского Театра «Народовы» (Национальный) Ян Энглерт, отметил необычайное чувство юмора Януша Гловацкого:
Ян Энглерт: «Его шутки были очень высокого класса, Он высмеивал наши слабости, чувствовал двусмысленность наших поступков. Кстати, это общее для трех самых выдающихся польских драматургов, пьесы которых чаще всего ставят за границей, то есть, Гомбровича, Мрожека и Гловацкого, которые пользуются иронией как формой конструирования действительности».
***
- 15 марта 2017 года – это дата кончины Войцеха Млынарского – поэта, сатирика, автора около двух тысяч песен, родоначальника уникального жанра, названного «песенным фельетоном». Млынарский был тонким наблюдателем и комментатором польской действительности еще во времена так называемого «реального социализма». Многие деятели культуры, и не только они, говорили, что благодаря творчеству Войцеха Млынарского, те трудные времена переживались легче. По словам композитора Влодзимежа Корча, «Войцех Млынарский доказывал, что так называемый легкий жанр, то есть, песня, не должна быть глупой, и текст шлягера может стать настоящей литературой». А песню Войцеха Млынарского «Делай свое дело» (польское название „Róbmy swoje”) можно назвать своеобразным гимном польской интеллигенции.
Автор: Ирина Завиша