Шок, отчаяние, акцептация, планы на будущее. Так вкратце можно описать реакцию польского политикума на последние события в Киеве. В Польше все меньше остается сторонников версии о оптимистическом окончании саммита в Вильнюсе, однако до сих пор есть надежда на переговорный процесс в течение ближайшей недели. Что дальше с Украиной?
Постановление украинского правительства о приостановлении подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС в Польше было воспринято как гром среди и без того не очень ясного неба. Пока эксперты рассуждали, удастся ли подписать Соглашение об ассоциации с Украиной в Вильнюсе без решения дела Тимошенко, премьер Николай Азаров задекларировал, что Украина просто не в состоянии столь радикально разорвать связь с Россией. В Польше эта новость многих огорчила, хотя критические голоса о возможности подписания Соглашения с Украиной звучали и раньше.
«Я никогда не верил в то, что Янукович собирается подписать ассоциацию с Европой, поэтому сейчас не удивляюсь развитию событий» , - говорит профессор Роман Кузняр, специалист по международным отношениям и советник президента Польши. «Россия конечно давила на Киев. Но и Киеву не очень-то быоа нужна Европа» , - отмечает он:
- Это правительство и этот президент наверняка не будут хотеть глубокой интеграции с ЕС. Думаю, Украина вернется к подписанию Соглашения об ассоциации только после смены власти. А Янукович и его сторонники не показали ни политической воли , ни эмоциональной готовности сотрудничать с ЕС.
С тем, что шансов на подписания Соглашения об ассоциации уже нет, соглашается и другой советник президента Генрик Вуец:
- Есть ли шанс, наверняка никто не знает. Но после решения Кабмина и окончания миссии Квасьневского и Кокса я не вижу возможности подписать соглашение с Украиной . Но это не означает замораживание сотрудничества между Украиной и ЕС. Соглашение когда-то подпишут, сотрудничество будет продолжаться. Приоритетом являются контакты между людьми, экономические проекты. Киев это еще не все, остаются общественные организации, самоуправление, образование.
«Решение, которое в четверг приняла украинская власть, может быть оценено с двух точек зрения », - говорит Витольд Ващиковский, депутат польского Сейма от партии Право и справедливость. Он призывает подождать с категоричной оценкой событий в Киеве:
- С одной стороны , это может быть решительный переход к сближению с Россией. Но это также может быть тактический шаг украинской власти. Ведь в Киеве есть опасения, что в краткосрочной перспективе ассоциация с ЕС может ухудшить состояние украинской экономики. Украина не выдержит без конкретной поддержки из Европы. У нас есть еще несколько дней, чтобы провести переговоры на эту тему, может лучше объяснить позицию ЕС. Шанс на положительный финал саммита в Вильнюсе остается.
Понимание непростой ситуации Укратны продемонстрировал и польский евродепутат, бывший премьер и глава Европарламента Ежи Бузек:
- Янукович ведет себя так, как ему диктует геополитическая ситуация. На Востоке у Киева есть могущественный сосед, который может предложить ему ресурсы, подобно как предложил их Белоруси. Сотрудничество с ЕС принесло бы Украине прекрасные результаты, но через пять или даже семь лет. Януковичу же деньги нужны сейчас. И их предлагает Россия.
Мария Пшеломец, ведущая программы «Студия Восток» на Польском общественном телевидении, отмечает , что после шока , который в четверг польские политики получили из-за заявления украинского Кабмина, в пятницу начали появляться более взвешенные комментарии:
- Вчера, в четверг, ситуация в Киеве выглядела как окончательная капитуляция перед Россией. Зато последующие заявления украинских политиков, в первую очередь Азарова и Януковича, позволяют предположить, что такой шаг украинского правительства это очередная попытка давления на ЕС, чтобы он больше помог Киеву в той плохой экономической ситуации, в которой оказалась страна.
Напомним, саммит программы Восточного партнерства откроется в Вильнюсе меньше чем через неделю. На нем планировалось подписать соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной. Однако украинское правительство решило приостановить процесс подготовки к более тесному сотрудничеству с Европой, объясняя это нежеланием портить экономические отношения с Россией.
Елена Бабакова