В среду состоялось ежегодное совещание руководства Польши с командным составом военных сил страны. На встрече, в рамках которой подводились итоги работы войска за прошлый год и определялись задачи на ближайшее время, президент Коморовский подчеркнул, что в нынешей ситуации важную роль играет укрепление НАТО. О том, как выглядит сотрудничество с НАТО с перспективы польских военнослужащих мы посмотрим на примере 17 Велькопольской механизированной бригады в Медзыжече. Это одна из крупнейшнших воинских частей расположена на западе Польши. Она состоит из 3 гарнизонов, в ней служит около 3000 тысяч военнослужащих. Гордостью этой военной части являются легендарные бронетранспортеры Rosomak, а одним из важных заданий этой бригады стало участие в военных миссиях в Косово, Ираке, Чаде, а также Афганистане. О том, как отмечалось в этой бригаде 15-летие вступления Польши в НАТО рассказывает командир бригады, генерал Раймунд Анджейчак.
Раймунд Анджейчак: Мы собрались с моими офицерами, закурив сигару в беседе мы пришли к выводу, что эти 15 лет прошли очень быстро. Среди нас есть офицеры, которые служат только при НАТО и есть с более долгим стажем. Говоря об измерении членства Польши в Альянсе, я всегда привожу такой пример. В 2006 я был командиром опперативного отделения Международной дивизии в Ираке. В провинции, в которой мы отвечали за безопасность, ухудшилась ситуация и мы не могли ее контролировать при помощи того снаряжения, которым мы располагали. К нам на помощь поступил американский батальон БТР-ов, который молниеносно приготовился к действию. Он был обснащен в самое современное оборудование, там были собственные беспилотные самолеты, своя артиллерия, истребители, авиация, современная система командования. Тогда я смотрел на всё это с большой завистью и думал, что уйду на пенсию и никогда не дождусь такого оснащения в Войске Польском. Напомню, это был 2006 год, а два года спустя, в Афганистане я был командиром в бригадной боевой группе, большей, чем та американская, и в определенный момент я осознал, что в моем распоряжении самые современные и лучшие в мире БТРы - Rosomak, у меня была собственная артиллерия, собственные беспилотные самолеты, в случае необходимости мы получали от американцев дополнительные самолеты и в моем командном центре были те же системы, которые я видел тогда в Ираке. И все это в течение двух лет, так что можно сказать, что двухлетний период – это секунда в развитии военных сил для тех, кто хочет измерить скорость нашего вступления в НАТО.
Начальник штаба полковник Аркадиуш Миколайчик обратил внимание на то, как отразилось вступление НАТО на работе рядовых военнослужащих.
Аркадиуш Миколайчик: Если посмотреть сквозь призму частей, в которых мы служили, большие ожидания, связанные со вступлением в НАТО, были у младших офицеров. С перспективы сегодняшнего дня можно сказать, что вступление в Альянс заставило изменить наш менталитет, восприятие службы в войске и дало возможность развития. С этой точки зрения мы совершили огромный шаг вперед. С другой стороны, все это привело к тому, что наше начальство поставило акцент на развитие армии, на введение новых технологий и на примере нашей бригады мы можем констатировать эффекты 15-летнего труда.
Учения в 17 Велькопольской механизированной бригаде
Польша является исключением на фоне многих европейских стран с точки зрения ведение оборонной политики. Увелечение расходов на армию отразилось на работе 17 Велькопольской механизированной бригады.
Раймунд Анджейчак: Должен признать, что принимая участие в международных конференциях, я часто встречаюсь с удивлением по поводу того, что развитие оборонности в Польше регулируется специальным законом, а также удивляет тот факт, что большие средства предназначаются на оборонную политику. 17 Бригада является тому хорошим примером, потому что к нам попадает самое современное оборудование. Я имею виду военный траспорт, легендарные Росомахи, первые из которых попали именно к нам. Мы принимали участие с этими бронетраспортерами в военных миссиях, также совместно с 12 Бригадой в Щетине мы проводили процесс модернизации Росомах. К нам попадает современные системы командования, системы электронной поддержки, современные средства связи. Так что мы является бенифициарами тех огромных средств от налогоплательщиков, предназначенных для оборонности.
Аркадиуш Миколайчик: Мы также работали над подготовкой бригады для обеспечения безопасности в ЕС в рамках боевой группы Евросоюза. Бригада была готова дважды для реализации такого задания: в 2010 и в 2013 году. Оно не было простым, потому что такая боевая группа состоит из нескольких стран и национальностей, которая подчиняется одному командиру, в 2013 году это был наш командир. Этот монолитный компонент должен был действовать в радиусе 6 тысяч км от Брюсселя. Это была интересная практика, тем не менее, для такой бригады как наша, у которой есть опыт в разного рода заграничных миссиях, это задание не было сложным. Это касается подготовки солдат и штаба бригады, который должен был подчиняться требованиям и процедурам, которые обязуют в НАТО и в ЕС.
Касаясь темы обеспечения безопасности, я затронула также вопрос отношения польских военнослужащих к происходящему на Украине.
Раймунд Анджейчак: Мы следим за развитием ситуации с опасением и смотрим на происходящее с перспективы опыта поляков.Мы знаем цену независисмости с точки зрения морали, а также человеческих жизней. Достаточно взять несколько примеров из истории как символический для истории Польши 1989 год. Тогда передача власти проходила можно сказать не кровавым путем и сегодня, когда военные силы стоят на стражи независимости и неприкосновенности границ, мы можем констатировать с большой гордостью, что у нас, поляков это получилось. Мы просто как соседи обеспокоены ситуацией на Украине, а все дальнейшие решения мы оставляем нашему начальству.
Беседу с командным составом в штабе 17 Велькопольской мезанизированной бригады в Мендзыжече провела Сандра Ужуле-Фонс.