Президент Украины Петр Порошенко в ходе первой рабочей поездки в Донбасс, которая состоялась на прошлой неделе, представил мирный план по урегулированию ситуации на востоке страны. Практической частью мирного плана стал указ президента Украины об одностороннем недельном прекращении огня, который вступил в силу в пятницу, 20 июня, в 22.00 по местному (23.00 по московскому) времени. Насколько результативным могут оказаться мирный план и перемирие, мы спросили украиснкого публициста Виталия Портникова.
Виталий Портников, украинский публицист. Фото: news.liga.net
В. Портников: Мне кажется, что главным содержанием мирного плана украинского президента является демонстрация миролюбия украинской стороны, как международному сообществу, так и гражданам Украины. Неоднократно говорилось о том, что для урегулирования ситуации в Украине необходим переговорный процесс, необходим диалог. И украинский президент демонстрирует готовность Киева к такому диалогу, даже путем прекращения огня на территории, захваченной российскими диверсантами и наемниками, где проводится антитеррористическая операция. Однако, сразу скажу, что не нужно питать какие-либо иллюзии на результативность такого подхода, потому что для тех, кто сегодня удерживает города Донецкой и Луганской областей, важно исполнение российских указаний. А главное указание Кремля – это продолжение дестабилизации на востоке Украины. Кроме того, Кремль более всего стремится политизировать процесс, который был начат вторжением российских диверсантов на нашу землю. А это означает переговоры Киева с представителями террористических группировок, с Болотовым, Губоревым и другими людьми, которые были выбраны Москвой для представительства российских интересов. Поскольку таких переговоров не будет, эскалация напряженности вряд ли спадет.
По словам Виталия Портникова, Владимир Путин никогда не скрывал причастности Кремля к украинскому конфликту.
В. Портников: Путин никогда не скрывал своей причастности к этом конфликту. Российское оружие в зоне конфликта, и российские граждане, диверсанты в зоне конфликта и поддержка российских СМИ в зоне конфликта (потому что наши российские «коллеги» выступают фактически как пособники диверсантов и террористов, а иногда как их прямые руководители) – все это говорит о том, что конфликт в Донецкой и Луганской областях организован российским политическим руководством и российскими спецслужбами при полной поддержке большинства граждан Российской Федерации. Мы, по большому счету, имеем дело с государством-террористом и с террористическим обществом, опасным для дальнейшего существования человечества.
Решение об одностороннем прекращении огня на востоке Украины приветствовали не только НАТО и Европейский Союз, но и Россия. Хотя Кремль и выразил поддержку усилиям по деэскалации конфликта в Донецкой и Луганской областях, Путин мира не хочет, – считает Порнтиков – а хочет решения трех задач одновременно.
В. Портников: Первая задача - это избежать третьего уровня западных санкций, которые приведут к краху российской экономики и распаду Российской Федерации на целый ряд враждующих между собой государств. Второе - это необходимость не прослыть в глазах своего электората, шовинистически-фашистски настроенного, предателем интересов русских людей. А третье - это продолжить дестабилизацию в Украине. Вот он решает эти три задачи сразу. Другое дело, что эти три задачи сразу нерешаемы и, скорее всего, это приведет к краху и кризису. Но Владимир Путин, как и большинство его советников, и большинство жителей России, просто этого не способен понять. Мы имеем дело с людьми, которые, несмотря на весь уровень государственности, аналитических центров и прочих институтов которые существуют в Москве, мыслят как трудные подростки, как хулиганы, которые даже еще не вошли в возраст зрелости. И так к России нужно относиьтся, как к сообществу хулиганов.
Украинский президент Петр Порошенко призвал российских инспекторов включиться в мониторинг миссии ОБСЕ на Донбассе, чтобы Российская Федерация убедилась: Украина придерживается задекларированного мирного плана. Но вряд ли российская сторона приобщиться к миссии ОБСЕ, говорит Виталий Портников.
В. Портников: Я не думаю, что они будут это делать до того момента, пока не заставят украинскую власть сесть за стол переговоров с террористами и убийцами, а они не заставят. Я считаю, что есть очевидный смысл переговоров с легитимной властью Донбасса, при одновременном уничтожении диверсантов и террористов. У этих диверсантов и террористов есть шанс вернуться домой в Россию, но для этого должно быть соответствующее распоряжение верховного главнокомандующего вооруженными силами России Владимира Путина, потому что именно он отвечает за действия этих людей, и именно он как верховный главнокомандующий дал им приказ придти на нашу землю и разрушать, сжигать наши города и убивать наших людей. Пусть это даже был тайный приказ, но таким же тайным приказом Владимир Путин может потребовать от своих подчиненных уйти прочь с чужой земли.
Прекращение огня на востоке Украины в одностороннем порядке согласно указу президента продлится до 27 июня, до 10 утра по местному (11 – по московскому) времени. Что же будет потом?
В. Портников: Я думаю, есть чёткий план на этот счет. Прекращение огня должно происходить в одностороннем порядке, в срок, определенный президентом Украины. При этом украинские вооруженные силы, должны отвечать на провокации террористов, а когда перемирие завершится, нужно будет действовать по его результативности.
Kira/AA