В пятницу Евросоюз совместно с США ужесточили санкции относительно России. В список новых ограничительных мер Европы попали нефтяные компании "Роснефть", "Транснефть" и "Газпром Нефть", а также ряд депутатов Госдумы и лидеры сепаратистов. В свою очередь в новый санкционный список США попали крупнейший банк России Сбербанк, "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Транснефть", "Газпром нефть".
- Существует мнение, что пошаговые ужесточения санкций не дадут ожидаемого результата. Разве что на долгосрочную перспективу. Результат будет после мгновенного и точного удара, например, по Газпрому. Что вы думаете по этому поводу?
- Я считаю, что, конечно, самые действенные санкции в отношении банков и энергетических концернов. И в этот момент Запад – и США, и ЕС – начал их вводить. В то же время, действительно, когда санкции вводятся медленно и при этом сопровождаются словами, что в любой момент их можно отменить, то они не такие эффективные, если бы их ввести сразу и жестче. Тем не менее, я считаю, это хорошо, что Евросоюз и США решились на санкции против Москвы относительно трех концернов и относительно финансовых систем и банков.
- Невыполнение минских договоренностей привело к ужесточению санкций. Можно ли считать, что у Путина теперь развязаны руки?
- Нет, они все время говорят, что санкции могут быть остановлены, когда Минское соглашение будет соблюдено. Трудно сказать, что оно нарушено, поскольку, как вчера заявил Петр Порошенко, 70% российских войск были выведены с территории Украины. Проблема состоит в том, как сообщают источники НАТО, что продолжается концентрация других батальонов на границе с Украиной. И как сообщалось вчера, территория на Азовском море, на границе с Украиной занята сепаратистами, а на границе со стороны России сконцентрированы российские войска. Поэтому трудно сказать, что это явное нарушение Минского соглашения. Но в то же время трудно сказать, что он четко соблюдается.
- Решение о ужесточении санкций далось не просто. Прения длились неделю с того момента, как в Европе высказали о намерениях ввести ужесточения. У Кремля в Европе есть свои купленные политики, лоббисты, которые тормозят процесс введения санкций. Как обстоит ситуация на этом фронте? Путин может сдержать Европу?
- Российское лобби в Европе очень сильное. Это заметно, например, в Германии. Немцы – не представители власти, а представители частного бизнеса – планируют осенью продать России самые крупные газовые хранилища. Они будут служить хранилищем для газопровода Северный поток, и в то же время станут рычагом влияния на Еврокомиссию, чтобы она пошла на уступки в вопросах наземного газопровода, что способствовало бы дальнейшей изоляции Украины. Кроме того, сегодняшнее статья с немецкой газете Süddeutsche Zeitung, в которой сказано, что немцы настаивают, чтобы в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, которая должна быть ратифицирована на следующей неделе, были учтены российские правки. Насколько я помню, это 2300 правки. И это те правки, которые могут достаточно эффективно замедлить процесс внедрения соглашения и сближение Украины с Евросоюзом. Это говорит о том, что российское лобби существует и Путину удается эффективно его использовать. С другой стороны, «Газпром» вчера опубликовал свои отчеты за первый квартал, из чего следует, что доходы компании в первом полугодии снизились на 41%. И это тоже можно считать достаточно серьезными последствиями, учитывая, что серьезные энергетические санкции начали вводить только сейчас. Поэтому возникает вопрос: кому Путин больше вредит? Не России ли?
- Кремль начинает потихоньку закручивать газовый вентиль Европе. Есть мнение, что это репетиция перед зимой, и Путин может прекратить поставки газа в Европу в зимний период. Готова ли Европа к этому?
- Сегодня в Европе одни страны менее, а другие более зависят от российского газа. Поэтому Путин может в какой-то степени заморозить поставки газа. И скорее всего последнее снижение поставок газа в Польшу, Словакию и Германию это подтвердило. Путин, конечно, хочет напугать Европу. Только, я прошу прощения, если Газпром уже несет такие убытки, то что будет дальше? У России нет больше рынков сбыта. Путин, конечно, очень решителен. Но готовы ли к такой решительности россияне?
- Не толкает ли Европа санкциями Путина в объятия Китая?
- Конечно, да. Путина и Китай объединяет сильная антиамериканская политика. И это является одной из причин, по которой Германия не охотно выступает за введение новых санкций в отношении России. Но давайте подумаем, кому выгодно сближение России и Китая. Если говорить об этих отношениях, например, в газовом вопросе, то хоть уже и начали строительство большого газопровода в Китай, однако продавать Москва его будет на условиях Пекина. В этих отношениях Россия явно выступает в роли младшего брата, и по моему мнению, она может больше потерять, чем получить. Еще раз, давайте посмотрим, что будет происходить дальше. Я боюсь, что в дальнейшей перспективе Путин будит вредить своему государству.
Автор: Денис Шпигов