«Москва обыграла ВТО» - под таким заголовком «Дзенник газета правна» опубликовала интервью с Иваном Рассохиным, директором варшавского отдела центра делового сотрудничества Польша-Россия. Речь идёт о том, что после того, как Россия вступила в ВТО (Всемирная торговая организация), условия торговли вместо того, чтобы улучшится, значительно усложнились. «Продукт, который может использоваться по-разному, теоретически может быть перевезён через границу под несколькими разными таможенными кодами, - объясняет Иван Рассохин, - К какому коду товар будет окончательно приписан – решает таможенник. Это даёт широкое поле для манипуляции. Теряют на этом все – и европейский экспортёр, и российский импортёр, и потребитель. Прибыль идёт только в российский бюджет». Кроме того, ситуацию усложняет то, что кодификация продукта не сопровождается никакими правовыми изменениями, а каждый пограничный пункт действует по своему усмотрению. Конечно, проблему с «плавающей» таможенной ставкой можно решить через суд, но, как правило, бизнесмены чаще всего не в состоянии ждать решения годами. Хотя, например, корейская фирма Samsung подала иск против российских таможенников в Шереметьево. Причиной стал экспорт планшетов Galaxy: в качестве персональных компьютеров их экспортировали с нулевой таможенной ставкой. Российские таможенники отнесли планшеты к категории навигаторов и ставка теперь составляет 5% от стоимости товара. «Россия воспользовалась тем, что нужна была ВТО и теперь пользуется выгодными условиями» - подводит итог Иван Рассохин на страницах «Дзенник газета правна».
***
«Путин будет экспортировать в Иран оружие, но более низкого качества» - так озаглавлен анализ российско-иранских отношений шефа иностранного отдела Ежи Хашчинского на страницах «Жечпосполита». Владимир Путин станет первым президентом, который посетит Иран после инаугурации нового президента Хасана Рохани, которая пройдёт 3-го сентября. Целью визита будут попытки решения одной из важнейших проблем мира: удержание Ирана от создания атомной бомбы. Фёдор Лукьянов, шеф журнала «Россия в глобальной политике», сказал «Жечпосполита», что Россия не может убедить Иран отказаться от атомной программы, потому что никто не может. Она может только сделать этот процесс более понятным для мира. По его словам, роль Ирана на Ближнем и Среднем Востоке растёт и Россия воспринимает эту страну серьёзно. На встрече в Тегеране Владимир Путин будет разговаривать о строительстве компанией Росатом новых энергетических блоков. Однако, кроме этого, Россия продаёт Ирану оружие, на что с возмущением реагируют Запад и Израиль. «Продажа оружия вызывает у иранцев чувство, что они могут делать, что хотят. Эта политика когда-нибудь обернётся против России. Ведь для Ирана россияне – это неверные. Пока что Россия играет роль услужливого дурака, помогая Ирану в достижении доминирования на Ближнем Востоке». прокомментировал ситуацию для «Жечпосполитой» израильский политолог Мордехай Кедар.
***
«Поляк трясётся за работу» - так называется статья, опубликованная на первой странице «Газеты выборчей». Согласно данным опроса программы Польский рабочий барометр, «около 40% работников боятся, что в течение следующего года потеряют работу, а 12% - в этом почти уверенны. На самом деле, с начала года уровень безработицы упал на один процентный пункт. «Если уж когда-то мы почувствовали угрозу потери работы, страх и стресс останутся надолго, даже необоснованные» - объяснят «Газете» Каролина Радзишевская, член правления агенства по трудоустройству «Рандстад». Потери работы боятся 45% женщин в возрасте от 18 до 24 лет, в то время как среди мужчин в том же возрасте безработицы опасются 31%. Женщины в возрасте от 25 до 35 лет считают, что могут быть уволенными в первую очередь из-за высокого риска беременности. Вместе с тем, работники признают, что увольнение – это последнее решение, которое принимают работодатели. Чаще они задерживают зарплату, изменяют условия трудоустройства или не платят премию. Из-за страха перед завтрашним днём поляки всё более осторожны в затратах. «Вместо того, чтобы тратить деньги, мы их копим, - комментирует ситуацию главный экономист Инвест Банка Виктор Войцеховский, - таким образом, в бюджет поступает меньше средств. Мы сами участвуем в экономическом спаде, в следствие которого нет стабильности на рынке труда». Напомним, что это не рекордный уровень безрабортицы. «В 2002-2004 годах он составлял 20%, но настроения тогда были более оптимистичны, - говорит Доминик Овчарек из Института общественных дел, - Тогда Польша вступала в Евросоюз и мы знали, что нас ждёт открытие рынков работы. Сейчас рынок стабилизировался и поляк расстроился, ведь некоторые двери уже оказались закрыты».
ЮК