О будущем левых сил Польши в «Газете выборчей» пишет философ и этик Магдалена Сьрода.
«Поражение левых на президентсвих выборах – это не только большое бедствие лидера «Союза левых демократов» Лешека Миллера или политика Януша Паликота. Это поражение выше них, оно касается всех, кто мыслил о политике в других, нежели неолиберальных, религиозных, смоленских (автор имеет в виду своего рода культ, возникший после Смоленской катастрофы 2010 года – ред.) категориях».
У польских левых есть три пути развтития. «Первый – путь чудес, - пишет Сьрода. – Он заключался бы в появлении нового, перспективно и современно мыслящего человека, который поведет за собой ранее неактивных людей. Есть ли такой персонаж? Есть ли у него сила, мужество, харизма и время, чтобы заняться новым проектом левых сил. Думаю, что человек нашелся бы. Проблема с мужеством и временем. Но чудо же может произойти».
Второй возможный сценарий философ назывет «путем чистилища». «Я представляю себе, что после осенних выборов в Сейм туда попадают внешне разные, на первый взгляд несистемные, но на самом деле «системные по-другому» партии, сильно сократившаяся правящая сейчас «Гражданская платформа», которая не смогла нас защитить от «Права и Справедливости».
В Сейме не будет никого из левых (кроме Лешека Миллера и его друзей, что ничего не меняет). Левые силы уходят в подполье, очищаются или восстанавливаются спустя 2-3 года.
В это время партия Качиньского и рок-музыкант Кукиз (занявший на выборах президента 3 место – ред.) возвращают в Польшу из Смоленска обломки Ту-154, вводят в правительство нескольких епископов, оддают общественное телевидение в руки отца Рыдзыка (ксендза-медиамагната с крайне правыми взглядами – ред.), проводят очередную люстрацию и вовлекают нас в конфликт с Германией и Россией.
По Польше начинают путешествовать посредством паломнечеств, а дороги освещают горящими горами из тех, кто исповедывал гендерную политику», - иронизирует известный польский философ.
«Есть еще третий путь. Путь консенсуса. Он не ведет в чистилище, но точно на муки. Как объединить слабые левые партии, как успокоить амбиции их лидеров, как перекрыть дорогу возрождающемуся миллеризму, как сделать так, чтобы у новых сил была современная программа, а не нарцисизм истосковавшихся по власти политиков? У меня нет ясных ответов. Однако необходимо пытаться что-то сделать. Хотя единственным серьезным изменением в политике было бы то, чего еще не было. Это изменение пола - с мужского на женский», - заключает Магдалена Сьрода.
ek