Gazeta Wyborcza пишет сегодня о книге «Убиты в Катыни», которая будет выпущена в России по инициативе общества «Мемориал».
«Перед нами опять две России. Одна – издевательница, циничная. Вторая – благородная, смелая.
О первой кратко, много о ней писать не стоит. С 12 августа в интернете собирают подписи под петицией к Госдуме с требованием закрыть кладбище жертв Катынского преступления в Медном под Тверью. Инициатор акции Михаил Бурлаков убежден, что в Медном покоится прах не поляков, которых убили по приказу НКВД, а тех, кто погиб на фронте или умер от ран.
Что касается Катыни, то, как знают все сталинисты, тот, кто утверждает, что там убивали чекисты, идет на поводу у «геббельсовской пропаганды». Наследники тех, которые сначала тайно убивали людей, а потом скрывали правду о преступлении, не изменились – они и дальше готовы лгать, защищая доброе имя Сталина. Они даже мечтают о его канонизации. Однако их голос в этой ситуации какой-то хилый. За пять дней под петицией Бурлакова подписались всего 709 человек.
А сейчас о втором лице. Общество «Мемориал» подготовило книгу «Убиты в Катыни». Это собрание биографий и фотографий поляков, убитых НКВД весной 1940 года в катынском лесу. Деньги на издание книги собирали те россияне, которые считают своим моральным долгом распространение правды о преступлении, совершенном властями их страны.
Наскрести несколько сотен рублей многим из них не так и просто. Кризис ударяет по карману. Со всех сторон звучат просьбы о помощи, например, больным детям. Государство, которое тратит четверть бюджета на армию, полицию, не находит денег на больницы для больных детей.
Тем не менее нашлись те, которые услышали голос совести и поддержали публикацию книги об убитых поляках. Они заслуживают большой благодарности и восхищения, так как эти люди отдают себе отчет в том, что власть не погладит по голове за стремление показать правду о преступлениях большевиков. Слов признания невероятно смелым деятелям «Мемориала» никогда не может быть слишком много.
У нас (поляков – ред.) перед глазами грозное, агрессивное лицо России. Однако давайте не забывать о втором лице – мирном и благородном.
В этом году «Мемориал» выдвигают на Нобелевскую премию мира. Нам следуют желать, чтобы он, а также другая Россия, ее получили. Членам же Нобелевского комитета следует пожелать, чтобы они поняли: награждение такого лауреата исправило бы подорванную в последнее время репутацию награды», - читаем в Gazeta Wyborcza.
ek