Михал Шулдриньский пишет: «Некоторые комментаторы уже назвали отставку руководителей важнейших спецслужб военным положением. Конечно, это большое преувеличение. Каждый из премьеров имеет право назначать на должность руководителя спецслужб людей, которым доверяет. Однако это не меняет факта важности обстоятельств, при которых ПиС производит перемены в спецслужбах. А они влияют на то, что «смена караула» в этих учреждениях выглядит не лучшим образом. Поскольку это произошло сразу же после ликвидации ПиС принципа ротации глав спецкомиссии и назначении на этот пост своего депутата. Что, фактически, отменяет независимый от правящей партии контроль над службами». «Другим обстоятельством», - отмечает комментатор, - стали слова министра внутренних дел Витольда Ващиковского, который назвал Агентство внутренней безопасности (АВБ) «политической полицией» и заявил, что каждая минута работы прежнего руководства АВБ и других спецслужб является бОльшей опасностью для страны, чем внешние факторы. А это уже тяжелое обвинение». Одновременно Михал Шулдриньский считает, что политик ПиС, конечно, имеет право критиковать действия спецслужб времен правления «Гражданской платформы». Тем более, что сами службы давали для этого поводы. Но критика – это одно, а фактическое обвинение в государственой измене – совсем другое. К сожалению, ПиС делает всё, чтобы стандартной процедуре смены руководства спецслужб придать атмосферу переворота. Тем самым, давая оружие в руки своих критиков. Только вот зачем?», - таким вопросом заключает свой комментарий Михал Шулдриньский.
***
«Лихорадочная поспешность при смене руководства в спецслужбах показывает, что является настоящим приоритетом для ПиС», - считает комментатор издания Gazeta Wyborcza Войцех Чухновский. Он подчеркивает, что бывший лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск мало интересовался отчетами спецслужб, неохотно встречался с их руководством и предпочитал не вмешиваться в их деятельность. «Но для лидера ПиС Ярослава Качиньского спецслужбы, прежде всего были, объектом пристального интереса и ключом к власти. Поэтому для проведения кадровых перестановок председатель ПиС назначил самых верных своих соратников – Мариуша Каминьского и Антони Мацеревича. А они приступили к делу, чтобы как можно скорее дать шефу его любимые игрушки», - пишет Войцех Чухновский. Автор также отмечает, что «несомненно, согласно недавнему заявлению Мацеревича, спецслужбы ждет большая проверка. И одним из критериев должно быть отношение к смоленской катастрофе. Те, кто не верит в «покушения» и «взрывы» будут уволены, а на их место придут сторонники неподкрепленной никакими фактами теории о «страшном преступлении». Войцех Чухновский вспоминает, что в 1990 году Ярослав Качиньский как главный советник президента Леха Валенсы впервые получил шанс участия в управлении страной. Его девизом было «ускорение», а символами«топор для воров» и «жирная черта». Следущий шанс председатель ПиС получил в 2005 году, став премьером. Тогда он взял девиз «укрепление», а символом моральной революции – опубликованный в Интернете список фамилий участников «заговора агентов». Сейчас у Качиньского девиза еще нет. Но публицист издания Gazeta Wyborcza считает, что им может быть слово «лихорадка». А в качестве символа предлагает обезьяну с бритвой.
***
Gazeta Wyborcza публикует также статью на тему ситуации в энергетике. «Топливо дешевеет. Уже не только Саудовская Аравия, но и Курдистан соревнуются в Польше с российской нефтью. Польша – первая страна в северной части Центральной Европы, которая покупает нефть из Курдистана», - пишет Анджей Кублик. Автор отмечает, что такое обстоятельство как фактор снижения цен на топливо обрадует не только владельцев автомобилей, но и печей с масляным обогревателем. Появление очередного конкурента из Ближнего Востока – это вызов для России. Ведь Польша является одним из крупнейших в мире покупателей российского «черного золота».
иза