«Настала пора сказать прямо: мы входим в период комитетского народовластия» пишет на первой полосе Dziennik. Gazeta Prawna в статье «Власть над Конституционным судом». В ней читаем: «Война за Конституционный суд, которую в июне 2015 года начала правящая тогда партия «Гражданская Платформа», привела к тому, что в Польше парламентско-кабинетную систему сменили парламентско-комитетской». Издание считает, что правящая партия «Право и справедливость» тактически добилась поставленных целей. «Во-первых, у неё свои судьи в Конституционном суде. Во-вторых, она втянула Конституционный суд в спор с Сеймом, лишая его авторитета». (…) По мнению газеты, результатом конституционного кризиса стала установка принципа верховенства Сейма над другими органами и правилами государственного строя. Закон важен, но закон – это не святость, - издание цитирует слова бывшего спикера парламента Корнеля Моравецкого, который также сказал, что выше закона стоит благо народа, и если закон это благо нарушает, то его нельзя считать чем-то, чего нельзя преступить. Моравецкому вторил президент Дуда, говоря что в нынешней юридический ситуации обязывают постановления, принятые Сеймом, органом, избранным народом. Издание утверждает, что никто из представителей «Права и справедливости» не сформулировал до сих пор принципы, согласно которым функционирует нынешнее государство. «Оппозиция убеждает, что страна находится в шаге от создания в Польше – по крайней мере – нелиберальной демократии. Более радикальная её часть требует компрометирующих дебатов в Европейском Парламенте, которые ответили бы на вопрос, насколько близко страна приблизилась к автократическому правлению», - пишет на своих страницах Dziennik. Gazeta Prawna.
***
«Как уничтожить халифат?» Статью с таким названием публикует Gazeta Wyborcza. Речь идет об ответе на вопрос, насколько реальны обещания президента США Барака Обамы уничтожить Исламское государство? Самый краткий ответ звучит следующим образом: «шансы на ликвидацию ИГ большие, но это может длиться от более десяти месяцев до более десяти лет. Ибо план Обамы имеет два прокола. Это преувеличенно оптимистические, но ключевые тезисы, которые – по крайне мере, до сих пор – являются фальшивыми и невозможно сказать, когда они станут правдивыми. К сожалению, - вздыхает газета – все указывает на то, что лучшего плана нет». Первый прокол, по мнению газеты, связан с процессами, которые появляются в голове Путина, их трудно предвидеть. Но «без сотрудничества с россиянами гражданская война в Сирии может идти еще более 10 лет». Второй прокол – еще больший – связан со словами Обамы о том, что американцы будут готовить и вооружать военные силы в Ираке и Сирии, которые пытаются уничтожит безопасную пристань террористов. «Здесь – утверждает издание – Обама дал волю воображению, потому что ни в Ираке, ни в Сирии нет никаких локальных сил, которые попытаются уничтожить эту «безопасную пристань террористов». Это по сути главная причина успехов фанатиков, которые летом прошлого года без труда заняли Мосул, второй по величине город в Ираке, и практически всю провинцию Анбар, которая заканчивается в предместье Багдада». Очень похожая ситуация в Сирии, где «никто даже не пробует отбить у террористов территорий, занятых фанатиками Исламского Государства. (…) Поэтому если Обама решился бы на серьезное вмешательство, то вынужден бы был бесконечно отбивать у халифата территории и их оккупировать. Но он предпочитает терпеливо ждать, пока суннитам надоест находится под правлением халифата и они сами выступят против него». Тогда и появятся «локальные военные силы, которые хотят уничтожить безопасную пристань террористов», - пишет на своих страницах Gazeta Wyborcza.
***
Rzeczpospolita в своем бизнес-приложении пишет, что Россия находится в нефтяном кризисе. Если цены на нефть удержатся на уровне, менее 40 долларов за баррель, российская экономика переживет шок. «Во вторник цена на нефть Brent упала ниже 40 долларов. (…) Это повлияло на цены российской нефти. Баррель нефти «Урал» в начале года стоил 52,16 долларов, а во вторник на этой неделе – 38,34 долларов». По словам экспертов, такой уровень цен является критическим для российских концернов. «У них не будет чем финансировать инвестиции, не будет также средств на поиск новых месторождений».
Kira