Rzeczpospolita на первой полосе публикует статью «Кремлёвские сны о мощи». В ней читаем, что на парад в Москве по случаю 9 мая в этом году было выделено денег в четыре раза меньше, чем в прошлом. «Одновременно началось уменьшение бюджета на российское вооружение – впервые за 8 лет. Самый большой праздник на Красной площади состоялся в 2014 году, спустя два месяца после аннексии Крыма и во время конфликта на Донбассе. Годом позже, хотя Россия отмечала 70-летие победы в войне, парад был меньше, нежели в год агрессии на Украину. В этом году число марширующих солдат и проезжавших и пролетавших машин перед трибунами, уменьшили на треть по сравнению с прошлым годом». Издание отмечает, что «на Красной площади были видны результаты кризиса, в который погрузилась Россия по причине низких цен на сырье. В прошлом году российская экономика зарегистрировала спад на 3,7% - впервые за последние десять лет. Прогноз на этот год: 1% спада. Это заставило Кремль уменьшить расходы на вооружение. Пока только на 5%, но президент Путин предостерег представителей военной промышленности, что в следующие годы государственные заказы будут только снижаться». Газета ссылается на слова профессора Высшей школы экономики в Москве Андрея Суздальцева о том, что кризис российской экономики начался еще в 2012-2013 годах, потом к нему прибавились санкции Запада. Это повлияло на сокращения бюджета в министерстве обороны. Rzeczpospolita также обращает внимание на то, что праздник 9 мая в Москве сопровождался доминирующим чувством одинокости Кремля. «Из зарубежных лидеров на Красной площади был только один – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Даже президент Беларуси Александр Лукашенко остался дома».
***
Остаемся на страницах издания Rzeczpospolita, которое публикует также редакционный комментарий «Приговорены к реформе конституции». Согласно опросу общественного мнения, проведенного по заказу газеты, за изменение конституции выступает 35% респондентов, против – 54%. «Сторонниками изменений являются приверженцы правящей партии «Право и справедливость» (66%), но прежде всего движения «Кукиз-15» (86%). Более 80% опрошенных избирателей оппозиционных партий «Современная» и «Гражданская платформа» изменений не хотят. А это означает, что разделение совпадает с партийной принадлежностью». Издание пишет, что противники изменений считают предложение начать общепольскую дискуссию о конституции очередным трюком Ярослава Качинского. «Действительно, инициатива лидера партии «ПиС» появилась во время серьезного конфликта вокруг Конституционного суда. Слова Качинского о том, что необходимо провести референдум по вопросу изменений в конституции, тоже были явным намеком, что голос граждан должен стать плебисцитом поддержки власти. А результаты опроса издания показывают, что поляки не хотят, чтобы изменения в конституции стали очередной польско-польской войной». Однако, считает издание, серьезных размышлений над основным документом государства полякам не избежать. «Каждый день кризиса утверждает нас в убеждении, что рано или позже поляков ждет реформа конституции. Только давайте подождем с этим до момента, когда разрешится спор о том, как выполнять постулаты конституции, которая обязывает нас сегодня», - заключает Rzeczpospolita.
***
Gazeta Wyborcza пишет о трудовой эмиграции: «Все больше поляков решается на переезд за границу «на полную ставку», вместе с семьями, покупают там жильё. Для большинства из них, однако, эмиграция – это временный адрес. Работают, потому что там могут больше заработать. А большую часть заработанных денег тратят у себя в Польше». Германия последняя из стран старого Евросоюза, которая открыла свой рынок труда полякам, это было в 2011 году. До того момента из Польши выехало 2 миллиона человек, больше всего в Великобританию. (…) Сегодня в Германии работает почти 620 тысяч поляков, в Великобритании 680 тысяч». Согласно данным опроса, проведенного компанией Work Service, треть поляков, которые думают о трудовой эмиграции, в первую очередь рассматривают Германию. «В прошлом году заработки поляков за границей составили в общей сложности 120 миллиардов злотых (почти 30 миллиардов евро), в среднем в месяц на одного человека приходится 7 тысяч злотых (1 тыс. 750 евро), при условии, что 70% эмигрантов работает».
Kira