Польша и Украина протестуют против решения Европейской Комиссии, которая даёт возможность России увеличить поставки своего газа через территорию Германии по трубопроводу OPAL. Напомним, что OPAL – это сухопутное продолжение газопровода «Северный поток», доставляющего газ из России в Евросоюз, минуя транзитные страны. Почему это решение вызвало беспокойство поляков? Этот вопрос еженедельник Gazeta Polska задала главе PGNiG (Польская нефтяная и газовая компания) Петру Возьняку, с которым публикует интервью. «Это вопрос энергетической безопасности Польши, а также всей нашей (Центральной и Восточной) части Европы, - ответил Петр Возьняк. – Увеличение доступа Газпрома к поставкам по газопроводу OPAL с 50% до 80% – это реальная угроза для стабильности поставок газа в этом регионе». По словам главы PGNiG, «очень сложно понять это решение Еврокомиссии. С одной стороны Европейский союз удерживает введенные против России экономические санкции, а с другой даёт ей полное право на газовую монополию, которая в значительной мере питает военный бюджет Кремля. (…) Боюсь, - сказал Петр Возьняк в интервью, - что в очередной раз победил близорукий прагматизм и девиз «business as usual» (дело делается при любых обстоятельтсвах). В результате такого подхода Газпром может практически с дня на день отрезать Украину от поставок газа. Это ведет к тому, что и мы в Польше находимся сегодня в очень сложной ситуации. Ведь более 70% газа Газпрома мы импортируем через украинские трубопроводы». В интервью еженедельнику Gazeta Polska глава PGNiG также сказал, что «Россияне с самого начала хотели обеспечить себе исключительный доступ к газопроводу OPAL, но этого не позволяют нормы ЕС, которые говорят о принципе «ТРА», то есть доступе третьей стороны. Нельзя строить трубопроводов только для себя, так же, как невозможно построить автостраду для собственного пользования. Такого типа инфраструктура должна быть доступна и для других участников рынка».
***
Ежедневная версия издания Gazeta Polska пишет о монополизации польского медиа-рынка иностранным капиталом. На эту проблему обращали внимание многие эксперты из разных областей, ей также были посвящены дебаты в комиссии по культуре и СМИ польского Сейма. Газета цитирует отчет Европейской федерации журналистов, представители которой тоже участвовали в дебатах: "Старую монополию тоталитарного государства сменило доминирование иностранного капитала, главным образом, немецкого. Это является непосредственной угрозой для СМИ, ухудшение их качества и падение объективности". По словам экспертов, уже более 20 стран со зрелой демократией ввели правовые нормы, касающиеся монополии на СМИ. Госсекретарь Министерства культуры и национального наследия Польши Ярослав Селлин, которого цитирует Gazeta Polska Codziennie, сказал на дебатах в Сейме: «Мы будем работать над правовыми проектами, которые обеспечат больший плюрализм в Польше, на данный момент анализом медиа-рынка в Польше занимаются эксперты».
***
Dziennik. Gazeta Prawna один из своих материалов посвящает минимальной заработной плате поляков. В последнее время она быстро росла: «С 2008 года средняя зарплата выросла более, чем на 30%, а минимальная почти на 80%». Предложение правительства, чтобы минимальная заработная плата в 2017 составила 2 тысяч злотых (465 евро) брутто (т.е. включая налоги и страхование, которые не выплачиваются работнику) многие эксперты и работодатели восприняли скептически. Ведь с точки зрения Варшавы это небольшая сумма, а в малой местности на востоке Польши это сравнительно большая зарплата. Поэтому часть экономистов выступили с идеей локального снижения минимальной зарплаты, то есть в зависимости не только от региона, но и от местности.
***
Gazeta Wyborcza публикует статью «Паломничества в Trump Tower». В ней читаем: «Поиск кандидатов на ключевые посты в администрации новоизбранного президента Америки Дональда Трампа напоминают телетурнир или конкурс красоты, который каждую минуту прерывается тирадами маньяка в Twitter. (…) Хоровод кандидатов практически ежедневно направляется в нью-йоркский Trump Tower (жилой небоскрёб, расположенный в Манхэттене на площади Объединённых Наций), где перед лифтом установлены видео-камеры для наблюдения, кто въезжает наверх и с каким выражением лица выходит после встречи с новым президентом. Чтобы удержать интерес, люди из окружения Трампа подкидают журналистам самые разные сплетни: тот был плох, а тот хорошо держался и лидирует в списке кандидатов на такой-то пост. (…) Вчера ( уже сам) Трамп написал в Twitter, что 15 декабря состоится пресс-коференция, на которой он передаст управление своим состоянием своим детям».