Rzeczpospolita пишет, что три года правления партии «Право и справедливость» не изменили взгляда на катастрофу, которая произошла 10 апреля 2010 года. Издание называет смоленскую подкомиссию, которая с 2016 года занимается расследованием причин крушения правительственного самолета и главой которой с 2018 года формально является Антони Мацеревич, загадочной. Газета это поясняет тем, что во вторник, 9 апреля, комиссия опубликовала отчет о состоянии работ, а в нем она повторила основную информацию из технического отчёта годичной давности. Более того, Антони Мацеревич отказался отвечать на вопрос редакции издания, чем сейчас занимается комиссия, которой он руководит.
Критиков смоленской подкомиссии опубликованный во вторник документ не успокаивает, - отмечает издание и приводит слова депутата от оппозиционной партии «Гражданская платформа» Кшиштофа Брэйзы: «Смоленская подкомиссия действует как фиктивная фирма. Она, наверное, существует только для того, чтобы Антони Мацеревич мог ездить по городу с включенной сиреной. Я выслал десятки запросов по делу подкомиссии премьеру, министру обороны, а ранее Антони Мацревичу. И либо получаю ответы не по теме, либо вообще их не получаю».
По мнению Брэйзы, до конца неизвестно, кто входит в состав смоленской подкомиссии, чем она конкретно занимается, а также когда будет готов конченый отчет. Не намного больше данных у следствия, которое ведет прокуратура. Была проведена эксгумация тел жертв катастрофы, во многих случаях при протестах родственников погибших. Прокуратура также привлекала международную группу следователей, а на данный момент по её указу ведется экспертиза проб, взятых из тел погибших, на предмет содержания в них токсических металлов. Когда закончится следствие – неизвестно, – пишет на своих страницах Rzeczpospolita в статье «Смоленск без перелома».
***
«Поспешность и отсутствие ответственности» - так называется статья, посвященная Смоленской катастрофе, которую публикует Gazeta Polska Codziennie. В ней читаем: «Девять лет назад мы пережили национальную травму, которая должна была изменить стандарты в польской политике и в нашей жизни. Однако, польская политическая элита не сделала выводов из Смоленской катастрофы, а коронным доказательством этого утверждения является то, что практически никто за неё не ответил, и доводы, которые все еще находятся в России».
По словам издания, «поспешность» не является соответствующим словом, описывающим status quoсмоленского следствия. Больше подошло бы определение «маразм», «бессилие» и, прежде всего, ощущение недостатка знаний. «Обломки всё так же находятся в руках россиян, вопреки первоначальным декларациям ни бывший министр иностранных дел Витольд Ващиковский, ни кто-то другой не подал на Москву в Страсбургский суд», - пишет газета. Она также отмечает, что хотя и есть важные выводы прокуратуры или смоленской подкомиссии, но всё это длится слишком долго, а ведь в руках правительства Объединенных правых сил есть все инструменты. «И так, как Польшу съедают сомнения, связанные с причинами катастрофы «туполева», так многие упрекают или сожалеют над тем, что, по сути, мало что изменилось», - пишет Gazeta Polska Codziennie.
***
«Очередное фиаско переговоров о повышении окладов в системе образования. Забастовка учителей продолжается», - пишет Dziennik Gazeta Prawna. Запланированные на сегодня гимназиальные экзамены сдает только часть учеников – например, в Лодзи в 37% школ, остальные будут сдавать в другие сроки. Тем временем, как сообщил Славомир Броняж, глава Союза польских учителей, в профсоюзах работников школьного образования настроение боевое, а ряды бастующих пополняются. Броняж сказал, что «низы» подговаривают его начать оккупационную забастовку в школах и детских садах. Однако, данные говорят о том, что протесты учителей слабеют: в первый день в забастовке участвовало 80% школ, а во вторник – 74%.
По мнению экспертов, со временем решимость протестующих работников образования будет угасать. «Правительство может взять учителей голодом, потому что за каждый день забастовки они получают меньшую зарплату». Каждый день протеста – это потеря от 70 до 130 злотых (от 16 до 30 евро). Неделя забастовки – это на четверть меньшая зарплата. При низких доходах проблема возникает немалая, тем более, что неизвестно, добьются ли чего-то учителя своими протестами. Например, в детском саду №269 в Варшаве забастовка с сегодняшнего дня приостановлена. Неофициальной причиной является то, что воспитатели таким образом поблагодарили работающих родителей, которые ответили на их призыв и не приводили в сад своих детей в понедельник и во вторник. Что касается экзаменов, то проведение гимназиальных, которые должны были состоятся сегодня, станет первым тестом на силу протестов, - пишет Dziennik Gazeta Prawna.
ik