Сегодняшние польские газеты в аналитических материалах и комментариях много внимания уделяют различным аспектам первых после второй мировой войны частично свободных парламентских выборов 4 июня 1989 года. Gazeta Polska Codziennie негативно оценивает компромисс, которого во время переговоров «за круглым столом» достигли представители коммунистических властей Польской Народной Республики с частью руководства тогдашней демократической оппозиции. Частично свободные парламентские выборы 4 июня 1989 года газета называет «праздником гражданского неповиновения».
Круглый стол, скорее, закулисным, чем официальным способом, предвещал создание нового истеблишмента трансформирующегося государства. Связанная с Польской объединенной рабочей партией номенклатура, вопреки какому-то наивному мифу, не столь охотно отдавала власть, как это сегодня представляется. Характерным было вражеское отношение к «Солидарности» партийных активистов на всех уровнях. Также так называемые партийные либералы были циничными политическими игроками. Они были связаны со польскими спецслужбами и Советским союзом глубокими семейными, служебными и неформальными узами агентурной лояльности. Gazeta Polska Codziennie подчеркивает, что сохранение старого порядка под новой вывеской позволило прийти к власти «молодому активу», то есть нынешним посткоммунистам, сохранившим реальное влияние на экономическую и политическую жизнь Польши. Спустя годы уже хорошо видно, что и как было в 1989 году сделано для того, чтобы демократия по-польски была подконтрольной, чтобы это была частично демократическая демократия, отмечает Gazeta Polska Codziennie в публикации «Праздник не компромисса, а непослушания».
***
Газета Rzeczpospolita пишет, что 30 лет демократической трансформации оказалось успехом польского государства и поляков. В статье под заголовком «За успех мы обязаны себе» газета, в частности, отмечает, что уровень благосостояния поляков, исчисляемый ВВП на душу населения и паритетом покупательной способности сегодня почти в пять раз больше, чем 30 лет назад. По мнению цитируемого газетой экономиста профессора Станислава Гомулки, успех польской экономики - это совокупность многих факторов, однако самое главное – предприимчивость и активность самих поляков. «В каждой стране, которая переживает системные изменения, отмечается так называемый трансформационный спад. Мы ожидали банкротства промышленности, роста безработицы, всплеска инфляции, снижения ВВП - и это произошло. Но не в таком масштабе, как можно было предполагать. Важное значение имело быстрое возникновение в Польше нового частного сектора, который в течение нескольких лет систематически увеличивался на 20-30 процентов, – подчеркивает профессор Гомулка. Он добавляет, что не менее важным было политическое и социальное согласие относительно направления, в котором должна развиваться польская экономика. Для Польши таким направлением с самого начала была Западная Европа. Это был наш якорь, а после 1989 года Европа тоже протянула к нам руку, отмечает в беседе с газетой Rzeczpospolita эксперт Станислав Гомулка.
***
Dziennik Gazeta Prawna публикует интервью с известным польским экономистом, активистом движения «Солидарности» профессором Ришардом Бугаем. Он подчеркивает, что ключевое значение для успеха польской трансформации 1989 года имела реализация жестких экономических реформ, получившая известность как «план Бальцеровича», со многими аспектами которого он не соглашался. «Мы хотели внедрить программу, которая в свое время сработала на Западе. Главным лозунгом в высказываниях вице-премьера Лешека Бальцеровича и премьера Тадеуша Мазовецкого в 1990 году была фраза «мы восстанавливаем нормальность»”. А значит предполагалось, что была одна нормальность в виде «плана Бальцеровича», у которого нет альтернативы. Система была черно-белой, а на кону – экономическая нормальность, которая предполагала реализацию господствовавшей в то время неолиберальной доктрины, - отметил в беседе с изданием Dziennik Gazeta Prawna экономист профессор Ришард Бугай.
as