Неделю назад я пыталась, как умела, объяснить недорозумения вокруг фильма «Ида» получившего премию Оскар за лучший неанглоязычный фильм. Я подозреваю, что слушатель, который писал и спрашивал об этом фильме, остался недоволен, потому что прямо на вопросы я не отвечала. А это потому, что вопросы не очень соответствуют фильму. Напомню фрагмент одного из писем Николая Ларина:
«На мой взгляд, американская киноакадемия из-за актуальности и остроты проблемы, показанной в польском фильме, наградила «Оскаром» фильм «Ида» а не фильм «Левиафан», в котором режиссёр Звягинцев показал бывшие пороки жителей северного посёлка России».
Мне кажется, что дело не в актуальности и остроте, а скорее в универсальности. Я также несогласна с оценкой фильма Левиафан. Я бы не противопоставляла этих фильмов. Они разные, но оба были достойны награды. Не понимаю также определения «бывшие пороки». То есть, все уже превратились в ангелов? Нет коррупции, нет воровства, злоупотребления властью, нет измены, нет алкоголизма? Я смотрела репортаж со встречи жителей северного поселка с режиссером после просмотра фильма. Это было очень интересно. Конечно, были огромные эмоции. Часть аудитории как и наш слушатель, утверждала, что нет таких ситуаций. Но чем дольше длилась эта горячая беседа, тем больше было видно, что описанные в фильме ситуации еще как случаются. Но, тут стоит опять напомнить, как и в случае Иды, что это художественный фильм, не документальный. Это произведение искусства, а не публицистический текст. Это горькая притча в гоголевско-чеховской традиции, котору можно назвать современной версией истории Иова.
А возвращаясь к «Иде» - я прочитала еще один текст, написанный публицисткой и философом Агатой Белик-Робсон. Она пишет: «Для меня «Ида» это простая и универсальная история о смерти при жизни, т.е. о невозможности возвращания к жизни после великой травмы». А другой рецензент написал: «Ида» это фильм о сложных и трудных отношениях между поляками и евреями, о нашей совместной трагической истории. При этом камерный, негромкий, рассказанный минимальными средствами, не бросающий тяжелых обвинений. Скорее с тонкостью показывающий влияние истории на судьбы отдельных людей».
Я напомню еще один фрагмент из прочитанного уже раз письма:
«Ранее было известно, что польский народ помогал проживающим в Польше евреям спасаться от фашистской Германии, В фильме "Ида" показывается тот факт, что в Польше в годы войны имели место преследования евреев поляками совместно с националистами гитлеровской Германии. Надеюсь, что вы, посмотрев фильм "Ида", объективно расскажете о сюжете этого фильма и взгляде Павликовского по вопросу спасения поляками евреев».
Да, действительно, многие поляки помогали евреям, это видно хотя бы по числу деревьев, посаженных в Яд-Вашем польскими Праведниками мира. Их больше, чем других национальностей. Но я бы не сказала, что народ помогал. В таких крайних ситуациях лишь единицы осмеливаются и готовы к такому поведению. Большинство – равнодушно. А не меньше, чем героев, бывает подлецов и трусов. Да, были такие, которые из страха доносили, где прячутся евреи, были такие, которые их обворовывали или требовали денег за то, что не донесут, были и такие, которые убивали. В фильме говорится об одних и других, о тех, кто помогал, и о тех, кто преследовал и убивал. И иногда это были одни и те же люди! Но я не могу на основании фильма рассказать о взглядах Павликовского, потому что фильм не для этого снят. Павликовский рассказал нам такую историю, которая заставляет задуматься. О чем? Это я уже пыталась рассказать и в прошлый раз, и сегодня.
Добавлю еще, что фильм в Польше вызвал массу дискуссий. Некоторые обвиняли его в антисемитизме, другие – в антиполонизме. Позволю себе дать еще одну цитату: «Аутсайдер Павликовский (напомню, он выехал из Польши мальчиком и жил в Великобритании) позволяет нам дотронуться до наших проклятых тем без предубеждений и опасений, которые нас ограничивают. Тропинка, по которой идет эта странная монахиня с чемоданчиком (это последняя сцена фильма) не подходит ни к какой идеологии».
Хочу расстаться с фильмом «Ида» и с вами, уважаемые радиослушатели, с пожеланиями, чтобы мы все умели на свои трудные проблемы посмотреть без предубеждений и опасений. Справиться со своими проблемами не удастся, если их не назвать, не проанализировать. В этом помогает также искусство.
НВ