***
Бартош Крамек: Фонд был инициативой Людмилы Козловской, которая в данный момент является его председателем. В большой степени создание организации было обусловлено личными контактами Людмилы и тем, что сама она приехала в Польшу из Украины. Там во время Оранжевой революции она активно участвовала в молодежных неправительственных организациях. Именно в то время она познакомилась с оппозиционными активистами и журналистами из Казахстана, которые приезжали тогда посмотреть, что же происходит в украинском государстве, а также получить своего рода опыт, как улучшить ситуацию в своей стране. С целью помочь гражданскому обществу в Казахстане и был создан фонд. Изначально он назывался «Фонд в поддержку развития», а сейчас он называется «Открытый диалог» и существует уже почти 5 лет.
Бартош Крамек объясняет, что, несмотря на наличие главной цели, фонд в своей деятельности ею не ограничивается.
Бартош Крамек: Конечно, это не только Казахстан, хотя он занимает большую часть нашего времени. Все-таки даже если сравнивать с Украиной, то она и без того имеет больше внимания, больше проектов и инициатив со стороны Польши и Евросоюза. Похожая ситуация у Белоруссии. Казахстан расположен территориально дальше, а проблемы там могут быть даже серьезнее, чем в перечисленных странах. Поэтому мы выбрали именно это государство в Центральной Азии.
Среди задач членов фонда – контроль соблюдения демократических процедур.
Бартош Крамек: Мы проводим наблюдательные миссии. Например, когда на Украине были президентские, парламентские выборы или даже выборы в органы самоуправления, то мы присутствовали на них в качестве наблюдателей. К тому же нам доводилось сотрудничать с оппозиционерами из России.
На данный момент неправительственный фонд «Открытый диалог» объединяет около 20 человек, но состав сотрудников развивается очень динамично, рассказывает Бартош Крамек.
Бартош Крамек: Наши сотрудники находятся и в других европейских странах, не только в Польше. Мы активно участвуем в проектах Европейского парламента, наши представители есть и в Брюсселе, в Страсбурге, в немецких городах, в Риме. Так что у нас такая международная структура. Кроме того, с нами сотрудничают эксперты из стран Восточной Европы, это помогает нам, прежде всего, получать информацию – как на самом деле обстоят дела. Информацию мы передаем дальше, чтобы о ней узнал мир, и тут стараемся оказывать поддержку в вопросах преодоления языковых барьеров.
Вопросы финансирования, как практически в любой долгосрочной инициативе, стоят, к сожалению, на одном из первых мест.
Бартош Крамек: У нас есть грантодатели, люди, которые дают пожертвования, фирмы, оказывающие спонсорскую поддержку. Причем это представители как Польши, так и восточных и западных стран. Конечно, мы стараемся разрабатывать проекты и получать на них грантовую помощь, подаем заявки на получение дотаций от Европейского союза. Например, есть фонд «Международной содидарности» при Министерстве иностранных дел Польши, который как раз оказывает финансовую поддержку таким фондам, как наш. И тут даже бывает конкуренция. Ведь мы не единственные.
За время работы фонда было много разных ситуаций. Больше всего удивило то, насколько большое влияние может оказать деятельность организации, какое значение она может иметь, рассказывает председатель Совета фонда «Открытый диалог» - Бартош Крамек.
Бартош Крамек: Мы очень часто встречаемся с таким мнением, что «да, права человека, демократия, идея очень благородна, но понятно, что мир очень циничный, преобладают материальные интересы, с Казахстаном надо налаживать экономические связи, импортировать оттуда нефть» . Тем не менее, нашлись те, кто протянул руку помощи. Депутат Марцин Свентицкий, евродепутат Пётр Борыс, Марек Мигальский, Йоанна Сенышин. Несмотря на активное участие в других проектах, они находили время и ездили в Казахстан, помогали нам, посвящая свое время и принимая участие в улучшении ситуациис соблюдением прав человека и демократических принципов в Казахстане. Лично я был очень удивлен, т.к. думал, что политики – это люди, которые делают что-то лишь ради собственной выгоды и популярности. Мы не ожидали, что можем получить такой положительный результат. И главное, что все наши совместные действия действительно имеют ощутимый эффект. Например, Еропейский парламент или комиссия принимает резолюцию, согласно которой кто-то, кто находится в тюрьме, на следующий день после резолюции оказывается на свободе.
О неправительственном фонде «Открытый диалог» в нашем эфире говорил председатель Совета организации – Бартош Крамек.
Автор: Евгения Самоделкина