Вместе с предварительными данными экзит-полов парламентских выборов на Украине появляются и первые комментарии. Виталий Портников, украинский публицист, сказал, что новый избранный парламент – это первый украинский парламент. Почему? Этот вопрос мы задали Виталию, связавшись с ним по телефону.
Виталий Портников: "Новый парламент – первый украинский, потому что впервые в политической истории независимой Украины снят вопрос о противостоянии между теми политическими силами, которые выступали за строительство суверенного демократического украинского государства, и теми политическими силами, которые пытались под различными вывесками отстаивать идею недоразумения украинской государственности и её возможного воссоединения с соседней метрополией, которая постоянно рассчитывала – я думаю, что после оккупации Крыма и Донбасса, это ясно всякому – на то, что она может проглотить территорию Украины и присоединить наше государство к себе в той или иной форме: областей Российской Федерации или в форме государств-членов пресловутого евразийского союза".
В Польше активно обсуждаются выборы на Украине. В частности сегодня на Польском Радио польскому министру иностранных дел был задан вопрос: а справиться ли новый парламент с заданиями, которыми перед ним стоят. По Вашему мнению, справится?
Виталий Портников: "У украинского парламента сейчас нет другого выхода. Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что еще несколько недель назад можно было говорить, что депутаты за что-то не голосуют, потому что это депутаты, избранные при Викторе Януковиче, что невозможно принять реформаторские законы… Сейчас кивать уже больше не на кого. Вся ответственность лежит на парламенте и правительстве, которое он сформирует. И если не будут приняты реформаторские законы, это означает, что Украина не получит денег от Европейского Союза. А если Украина не получит денег от ЕС, то это приведет к еще большему ухудшению уровня жизни населения, чем тот, который может получиться в результате экономических реформ. Я думаю, возможность маневра у украинского парламента не очень велика".
То есть новый состав Верховной Рады сможет принимать реформаторские законы…
Виталий Портников: "Я, кстати, не обольщаюсь относительно его состава. Я прекрасно понимаю, что там немало людей, которые пришли туда не столько работать, сколько зарабатывать. Я прекрасно понимаю, что депутатская зарплата 6 тысяч гривен – это четкий ответ на вопрос, что никакие схемы коррупционного характера еще не уничтожены и что никакие корпоративно-олигархические отношения еще не преодолены. Это понятно. Но то, что возможность маневра очень мала, тоже понятно. Если парламент не справится с этой задачей, через год-полтора будут внеочередные парламентские выборы, и так далее, до появления такого депутатского корпуса, который будет адекватен. Но в любом случае, любой депутатский корпус будет вынужден принимать реформаторские законы, может быть, со скрипом, может быть, не все, но будет вынужден, таков закон истории".
По Вашему мнению, стоит ли ожидать каких-то новых действий со стороны России в связи с избранием нового парламента Украины?
Виталий Портников: "Россию не интересует ни парламент, ни правительство. Россию интересует только один язык, язык силы. Если ей удастся навязать силой Украине какие-то свои решения, она будет торжествовать, не удастся – будет думать, какие еще можно устроить диверсии, какую часть еще можно оккупировать, где еще можно устроить очаг нестабильности. Не нужно обольщаться относительно России и Владимира Путина. Российский политический режим находится в зоне невменяемости и того сумеречного сознания, которое определяет все политические решения правителя и его ближайшего окружения. Я думаю, что от того, что состоялись украинские парламентские выборы, российские действия не зависят. Россия может сегодня принять эти выборы, а завтра заявить, что они только частично легитимны из-за того, что не смогли проголосовать люди на ею же оккупированной территории, и по этому поводу опять объявить украинскую власть хунтой или как-нибудь еще… Так что мы должны готовиться к долгому периоду противостояния, который закончится только крахом российского политического режима, уходом Владимира Путина с политической арены, а возможно и переформатированием нынешнего российского государства".
В Польше успех партии «Самопомощь», её прохождение в парламент называют неожиданностью…
Виталий Портников: "Нет, для меня это не неожиданность. Запрос на новые лица, на новые проекты в украинском обществе велик со времен Майдана. И мне кажется, что «Самопомощь», где есть и новые люди, которую связывают с популярным на западе и в центре страны мэром Львова Андреем Садовым, это очевидная тенденция, которая была продемонстрирована еще во время выборов в Киеве. Киевляне голосовали за «Самопомощь» довольно активно, за силу, которая возглавляется мэром другого города. Это уже феномен. И то, что этот феномен стал еще и украинским, это лишь подтверждение той тенденции, которая наметилась несколько месяцев назад в результате Майдана, и, кстати, которая подтверждена провалом «Гражданской позиции». Потому что в партию бывшего министра обороны Анатолия Гриценко пришли члены Демократического альянса, объединения достаточно мобильных и активных общественных организаций, там было очень молодых людей. Но поскольку избиратели связали это объединение с именем бывшего министра обороны, ветерана политики, который был отмечен в целом ряде склок и скандалов времен оранжевой революции, и продолжал действовать в том же духе во времена Януковича и во время Майдана, постоянно пытаясь навязать своим соратникам мнение о собственной политической исключительности, то они наказали Гриценко. А наказав Гриценко, наказали и молодых активистов, оказавшихся вместе с этим нафталиновым политиком за бортом парламента".
А поражение коммунистов и «Правого сектора» - это феномен?
Виталий Портников: Нет, это закономерность. То, что Украина расстается с коммунистами, было ясно в тот день, когда сторонники Майдана уничтожили в украинской столице монумент Ленина. Потом коммунисты повели себя как настоящие коллаборационисты и предатели, поддержав фактически оккупацию страны. Первая партия, которая была создана на территории оккупированной Луганской области, была Коммунистическая партия ЛНР, что тоже о многом говорит. Украинская коммунистическая партия – это коммунистическая партия чужой страны. Есть коммунистическая партия России. Это партия, которая защищает российские имперские интересы. Коммунистическая партия Украины – это тоже коммунистическая партия России. И это предопределило её крах. А что касается неудачи «Правого сектора», то он всегда был политической силой, которая была более известна в российских СМИ и у иностранцев, чем у украинского избирателя. Радикальные настроения в обществе вообще сейчас не очень популярны из-за того, что с появлением украинской политической нации – я бы назвал её «мульти-этнической» - радикальные этнические проекты больше не являются определяющими. Поэтому здесь не только «Правый сектор», но и «Свобода», которая находится на грани прохождения в парламент, продемонстрировали новое состояние украинского общества".
Спасибо за беседу.
Ирина Кудрявцева