19 января жители столицы Чечни города Грозный вышли на улицу в рамках протеста против публикации во Франции и других странах карикатур на пророка Мухаммеда. Согласно некоторым источникам, протестующих было более миллиона.
Инициатором акции протеста выступил президент Чечни Рамзан Кадыров. В демонстрации приняли участие жители не только Чечни, но и других регионов Северного Кавказа, в которых доминирует ислам. Рамзан Кадыров подчеркнул, что высмеивание пророка Мухаммеда он воспринимает как личное оскорбление. До этого Кадыров пригрозил коллективу радио «Эхо Москвы», назвав его «главным антиисламским рупором России». Согласно его словам, жители Чечни не позволят оскорблять религиозные чувства мусульман.
О чем свидетельствует проведение подобного марша, наблюдается ли рост популярности Рамзана Кадырова среди российских мусульман и как это вписывается в реальность современной России? За комментарием мы обратились к эксперту – польскому историку и журналисту, автору книг о Кавказе, Войцеху Гурецкому.
Войцех Гурецкий: Во-первых, это не первый такой митинг, в субботу похожий митинг проходил в Ингушетии - в Макасе и в Назрани, в столице и в крупнейшем городе Ингушетии. А то, что вчера произошло в Грозном, я бы связывал с амбициями лидера Чечни Рамзана Кадырова, который хочет показать себя как защитник и представитель всех мусульман не только Чечни, но и Северного Кавказа, и, я думаю, постсоветского пространства.
А сколько человек принимало участие в этом марше? Появляется разная информация - и МВД Чечни, и газеты сообщают, что было от 300 тысяч до миллиона человек. Какие у вас сведения?
Войцех Гурецкий: Да, данные самые противоположные, начиная с 300 тысяч и заканчивая оценкой в миллион человек по данным МВД. Несмотря на эти расхождения, это был, несомненно, очень крупный митинг. Там собрались сотни тысяч людей, это впечатляет, тем более, что население республики - это 1 300 тыс. человек. Я не думаю, что возможно было собрать миллион человек, даже учитывая то, что там были люди не только их Чечни, но со всего Северного Кавказа, особенно из соседних Ингушетии и Дагестана. Не говорилось, что образовались пробки при въезде в республики, значит - так уж много народа не было, но все равно достаточно много.
Я это связываю с тем, что вопрос карикатур на ислам вызывает бурную реакцию в мусульманском мире, в том числе на Северном Кавказе. Во-вторых, это, конечно, политика Рамзана Кадырова, который позиционирует себя как защитник мусульман. Это одна из причин его популярности. В-третьих, вчерашний день объявлен был в Чечне выходным, и можно предполагать, что не все участники митинга собрались добровольно.
Я хотел бы подчеркнуть еще один фактор. Я не думаю, что такой крупный митинг мог бы пройти без ведома центральных властей. Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что то, что происходит в Чечне, и этот митинг также, вписывается в консервативный уклон политики, проводимой в Российской Федерации.
А есть ли у Рамзана Кадырова шансы стать всероссийским лидером мусульман?
Войцех Гурецкий: Я не думаю, что у него есть шансы, потому что ислам, во-первых, явление очень многообразное, во-вторых, в других местах, где проживают мусульмане в Российской Федерации, в Татарстане, в Башкортостане, там есть свои лидеры, и вряд ли они захотят воспринять Рамзана Кадырова как своего лидера, они даже дистанцируются как-то от него. Но есть очень много людей, для которых он стал кумиром, как человек, который защищает права мусульман.
А лидером всех россиян? Ведь, в принципе, риторика Кадырова вписывается в общероссийское противопоставление Европы и России, где Россия выступает как страна, в которой царит гармония среди всех национальностей и религий.
Войцех Гурецкий: Несомненно, это все вписывается в эти тенденции. Конечно, Рамзан Кадыров - это человек огромных амбиций, и он подражает тому, что делает федеральный центр. Но с другой стороны, он искренен в своих деяниях, он на самом деле консервативный мусульманин. И Кадыров гораздо ближе к консерваторам среди православных, чем к мусульманским радикалам и другим течениям.
Вчера во время этого марша Рамзан Кадыров заявил, что мусульмане России готовы умереть, чтобы остановить каждого, кто будет обижать пророка. Стоит ли российским журналистам опасаться? Были же угрозы со стороны Кадырова в адрес Алексея Венедиктова с "Эха Москвы".
Войцех Гурецкий: В этом высказывании как раз больше пиара, но время от времени Рамзану Кадырову необходимо показать себя. И я думаю, что он будет организовать такого рода мероприятия. Но чтобы он пошел на покушения или прямые угрозы конкретным лицам, конкретным журналистам, я не думаю. Все-таки он осторожный политик, осторожный человек. Он может на словах что-то сказать - конечно, были случаи и в самой Чечне, но чтобы организовать покушение в Москве - я все-таки не думаю.
Маша Макарова