Logo Polskiego Radia
Print

Рыклин: Хватит бояться! Мы не согласимся с уходом на окраины

PR dla Zagranicy
Maria Makarova 17.04.2015 14:30
  • Александр Рыклин об акции 19 апреля.mp3
Александр Рыклин, один из заявителей "Марша мира и свободы", член российского Комитета протестных действий, об изменении стратегии акции 19 апреля.
Александр Рыклин, фото - facebook.comАлександр Рыклин, фото - facebook.com

19 марта в Москве должен был пройти Марш мира и свободы, крупная протестная акция российской оппозиции. Мэрия Москвы не согласовала ни одного из трех маршрутов, предложенных Комитетом протестных действий и предложила оппозиции выйти на протест на Октябрьском поле в московском районе Щукино, которое по словам заявителей Марша не в состоянии вместить 30 тысяч человек, присутствия которых ожидали организаторы акции.

О том, что в этой ситуации предпримет Комитет протестных действий 19 апреля, Маша Макарова поговорила с Александром Рыклиным, одним из заявителей Марша мира и свободы, главным редактором «Ежедневного журнала».

Маша Макарова: Главный вопрос такой - состоится или нет акция оппозиции 19 апреля? Российские СМИ пишут об этом по-разному, Вы в фейсбуке написали, что состоится, просто изменен ее формат.

Александр Рыклин: В том формате, который предполагался изначально, акция не состоится, просто потому, что московская мэрия отказалась согласовать марш и митинг в центре. Изначально Комитет протестных действий, который организовывает все большие акции в Москве в последнее время, декларировал, что эта акция будет в центре. Мы сразу сказали, что не согласимся с уходом на окраины. Поэтому, разумеется, никакого марша и митинга не будет, а будут одиночные пикеты в центре города - по Тверской и по Охотному ряду. Такой формат не предусматривает согласования, акция не объединена одной темой. Мы не согласовываем лозунги, эти люди встанут с тем, с чем сами захотят, что сами напишут на своих плакатах.

ММ: Ожидаете ли вы каких-то провокаций в связи с этим?

АР: Мы их всегда ожидаем.

ММ: Московская мэрия сказала о том, что одиночные пикеты являются несогласованной формой протеста. Как вы это можете прокомментировать?

АР: Московской мэрии привычно игнорировать и нарушать даже тот закон, который они сами и принимают. В законе ясно говорится, что одиночные пикеты, даже если их много, не объединенные одной темой, не требуют согласования. У нас одиночные пикеты не объединены одной темой. Я повторю - люди будут писать на своих плакатах то, что сочтут нужным. С нашей точки зрения, никакого нарушения закона нет, а уж как там будут действовать власти - это их дело.

ММ: Как в таких условиях может действовать российская оппозиция? Если московская мэрия не будет согласовывать маршруты, которые вы предлагаете, и будет вас отправлять на Октябрьское поле, в Щукино, в Марьино. Что делать дальше?

АР: Комитет протестных действий не может отвечать за всю оппозицию. Возможно, появятся какие-то иные стратегии, но пока мы решили действовать вот таким образом в этом конкретном случае. Что касается остальных мероприятий, в том числе ближайшего 6 мая, которое, конечно, мы не пропустим, то мы сразу на следующей неделе встретимся и будем это обсуждать.

ММ: Ожидаете ли вы, что много людей присоединится к одиночным пикетам? Понятно, что не 30 тысяч, но чего вы ожидаете?

АР: Вы знаете, я как-то не думаю, что будет много людей, и предостережения мэрии ровно на это и работают. Посмотрим. В России наступает такое время, когда стародавняя диссидентская формула «делай, что должен, и будь, что будет» снова актуальна.

ММ: В комментариях к одному из ваших постов в фейсбуке кто-то написал, что революции не начинаются согласованно. Ожидаете ли вы, что решения московской мэрии, которая раз за разом запрещает протесты или с иронией отправляет протестовать в Марьино, как раз приведет к какому-то движению среди российского общества, к тому, что люди почувствуют себя униженными?

АР: Это так. Действительно, власти раз за разом унижают людей, а учитывая, что политические инструменты сегодня не просто ограниченные, а вообще вычеркнутые из обихода, - у нас нет выборов, у нас нет политических партий, у нас нет действующих институтов - одни муляжи… В этих условиях люди будут искать иные способы решения проблем.

ММ: Только что Алексей Навальный написал, что РПР-Парнас и Партия Прогресса объединяют свои усилия для участия в парламентских и региональных выборах. Верите ли вы, что демократические изменения в России и вхождение оппозиционных партий в политическую жизнь России возможно таким образом - участием в честных выборах, стремлением к честным выбором - или все-таки какие-то формы протеста сыграют роль?

АР: Я приветствую любые коалиционные усилия. И мне кажется, что это очень правильно. Что касается, участия в выборах, тут я настроен скептически. Мне кажется, что в случае этих опций власть регулирует все, что захочет. Но тем не менее, я повторю - может быть, участие в выборах и целесообразно, в том случае, если есть шанс каким-то образом мобилизовать привлечение внимания к собственной повестке.

ММ: А что бы вы хотели сказать тем москвичам, которые выйдут в воскресенье на одиночные пикеты?

АР: Мне кажется, что нужно вспомнить о собственной ответственности, о собственном чувстве достоинства. Хватит бояться.

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты