Фото: www.dmitryfirtash.com
Проблемы Украины сложны и нестандартны, поэтому требуют неординарных решений. Мы готовы их предоставить, - так известный австрийский политик, бывший вице-канцлер и министр иностранных дел Михаель Шпинделеггер представил журналистам, собравшимся в небольшом конференц-зале дорогого варшавского отеля свой новый проект – Агентство модернизации Украины (АМУ).
АМУ – это неправительственная организация, штаб-квартира которой расположена в престижном районе Вены. C марта она разрабатывает план реформ украинской экономики, системы здравоохранения, финансов и местного самоуправления. Экспертами АМУ стали представители европеского политического истеблишмента, такие как бывшие глава французского МИД Бернар Кушнер или бывший еврокомиссар Гюнтер Ферхойген.
За чашкой кофе в польской столице Шпинделеггер рассказал о том, в какой тяжелой ситуации сейчас находится украинская экономика, какие шаги стоит предпринять для ее спасения, что можно сделать для стабилизации курса гривны. Участие в презентации принял также корифей польской политической сцены, экс-премьер Вальдемар Павляк. Последний предложил, что украинских олигархов стоит интегрировать в украинскую политику – создать из ста миллиардеров и миллионеров специальный сенат, который мог бы вносить поправки в решения Верховной Рады.
Второе дно
Когда речь зашла об основателях АМУ, прозвучали фамилии нескольких звезд европейской политики. И Шпинделеггер, и Павляк подчеркивали, что их организация не зависит ни от какого правительства, даже более – ее главный партнер - это украинское гражданское общество, поскольку учредителем организации является Федерация работодателей и профсоюзов Украины.
Было заметно, что для собравшейся публики (на 50% это были корреспонденты западных СМИ) слова о гражданском обществе прозвучали привлекательно. Известные лица, ориентация на общество – тут можно и пиарщиков не нанимать, проекту гарантирована популярность.
Однако есть одно «но»: главой Федерации работодателей и профсоюзов Украины является олигарх Дмитрий Фирташ, один из наиболее значимых «друзей Кремля» на украинской политической сцене.
Фирташу принадлежат многочисленные активы в Украине и России, с его именем связано создание компании «РосУкрЭнерго», которая являлась прикрытием для коррупционных схем по транзиту российского газа в Европу. Предприятия Фирташа в Крыму после аннексии полуострова не были конфискованы. Они продолжают приносить владельцу прибыль.
Черная полоса в жизни олигарха началась в прошлом году, когда его арестовали в Вене. США подозревают Фирташа в участии в коррупционных практиках при подписании сделки на американской территории. Весь год Дмитрий Фирташ провел под домашним арестом в Вене, в данный момент австрийский суд готовится выдать окончательное решение по экстрадиции олигарха в США. Какая судьба ожидала бы Фирташа в Америке – легко спрогнозировать, зная биографию украинского экс-премьера Павла Лазаренко, который стал постояльцем американских тюрем.
Иностранные эксперты АМУ о Фирташе во время презентаций не упоминают, а когда им задают вопрос в лоб, со спокойствием, которому могли бы позавидовать игроки в покер, отвечают: да, дал деньги; нет, никак не влияет на нашу работу.
В Европе политики и журналисты, которые знают о роли Фирташа в создании проекта АМУ, изначально относятся к нему скептически. Те же, кто не знает, на информацию о олигархе реагируют вяло – ну да, олигарх, ну, интересы с Россией, но эти украинские политические меандры для нас слишком сложны.
Благими намерениями
Вопрос, который не задали польские журналисты, но который многих заботит в Киеве: зачем Фирташу создавать и поддерживать организацию, которая декларирует желание помочь Украине? Ведь если посмотреть правде в глаза, «газовый король» на протяжении двух десятилетий имел доступ в кабинеты всех украинских президентов, мог без труда лоббировать этот вопрос.
По всей видимости, сейчас сотрудничество с экс-премьерами и экс-министрами повышает рейтинг Фирташа в глазах европейцев. Из банального бизнесмена с мутным прошлым, он может вырасти до координатора инициативы европейского истеблишмента. Деятельность Агентства модернизации Украины создает выигрышный фон для судебного процесса в Вене: это не проворовавшегося олигарха хочет отдать американцам австрийский суд, а мецената, реформатора и патриота.
Что подвигло европейцев сотрудничать с опальным олигархом? Вопрос риторический. Люди, причастные к проекту, действительно имеют компетенции и опыт, которые могут быть полезны Украине, желание поделиться ими за вознаграждение понятно.
В то же время показательно, что представители Агентства всячески избегали ответа на вопрос, с кем им удалось наладить контакты в украинском правительстве и кто из украинских деятелей выразил заинтересованность в реализации предложенных реформ.
Пока советы Агентства носят только рекомендательный характер, ситуация не вызывает обеспокоенности. Но что будет, если украинское правительство будет настаивать на одном сценарии реформ, а Агентство предложит другой? Порошенко и Яценюк автоматически окажутся политиками, которые не хотят считаться с мнением уважаемых европейских коллег. Может появиться давление, чтобы это мнение все-таки учесть.
Украинцы, уставшие от конфликта с Россией и экономических неприятностей, с радостью привыкли принимать помощь от всех, кто декларирует свою заинтересованность в светлом будущем Украины. Стоит однако помнить, что у помогающих тоже есть свои интересы. Интересы Фирташа уже обернулись для украинцев миллиардными убытками. Важно не заплатить за них еще раз.
Елена Бабакова