В связи с чем организовано сразу несколько пресс-конференций в Варшаве и ее окрестностях. Польскому радио также удалось записать интервью с премьером, в котором она рассказала, откуда идея именно в виде различных встреч провести 100-й день правления.
Беата Шидло: Мы хотим показать те достижения, которые на протяжении этих ста дней были у правительства, показать, что удалось реализовать, чем мы занимались, а это все связано с конкретными человеческими вопросами. Все законы, которые уже были нами введены или над которыми мы начали работать, касаются действительно обычных людей. Когда мы представляли эти проекты во время избирательной кампании, мы встречались с людьми, показывали им эти решения, а сейчас мы возвращаемся к этой идее. Во-вторых, я поддерживаю мысль, что важен диалог с людьми. Мы хотим разговаривать, хотим встречаться. Конечно, это, с одной стороны, обращение к тому, что мы делали во время предвыборной кампании, а с другой стороны – такого еще никогда и никто не делал.
Эти сто дней не были спокойными для Беаты Шидло и ее кабинета министров. С самого начала новое правительство было вынуждено считаться с критикой оппозиции, зачастую эту критику словно специально вызывая.
Беата Шидло: Действительно это не был простой период. 100 дней условного в политической культуре Польши времени, когда правительство может организоваться, подготовить план управления, освоиться в новой ситуации, ведь необходимо напомнить, что многие министры выполняют эту роль впервые. Для них это тоже не было просто. Мы также ввели организационные изменения в правительстве. Были созданы новые министерства, часть министерств была ликвидирована. Это также требовало времени. Оппозиция нас атаковала с первых минут, но мы должны были с этим справиться. Конечно, не буду отрицать, что были ситуации, в которых можно было сделать иначе. Но мы стараемся извлекать уроки из своих ошибок и считаю, что в это трудное время мы смогли справиться.
С другой стороны, правительство Беаты Шидло имеет комфорт, которого не было у других правительств Польши. А именно – партии «Право и справедливость» не надо было создавать коалицию, то есть, независимо от критики оппозиции, министры могли принимать те законы, которые хотели. Однако, и ответственность за них будет единоличной.
Беата Шидло: Конечно, и эта ответственность огромна. Тем более, что перед Польшей сейчас на самом деле очень много серьезных вызовов. Это, например, достаточно сложная международная ситуация, которая вытекает, прежде всего, из напряженной атмосферы в Евросоюзе, что, в свою очередь, спровоцировано ошибками европейских лидеров в ведении миграционной политики. Но не стоит забывать и о том, что за восточной границей Польши также нет спокойствия: есть Россия, которая пытается навязать миру военную риторику. Так что конфликтов, которые не благоприятствуют Польше, достаточно много. С другой стороны, мы проводим такие перемены и такие реформы, которые ударяют по конкретным общественным группам и их интересам. Они, не выбирая особенно средств, выступают против нас.
Сто дней правительства Беаты Шидло – это программа помощи многодетным семьям «Семья 500+», так называемый «малый закон о СМИ», введение банковского налога, закон о гражданской службе и изменения в законе о полиции. А то, что не удалось реализовать, а было обещано, что также критикуется оппозицией, так это налог с гипермаркетов, закон о тех, кто взял кредиты во франках, понижение пенсионного возраста, бесплатные лекарства для людей старше 75-ти лет.
Беата Шидло: Конечно, невозможно принять все эти законы за такое короткое время. Для нас приоритетным была программа «Семья 500+». Работа над ней завершена, уже с 1 апреля она входит в жизнь. Это наш большой успех – как законодательный, так и логистический. Но часть законопроектов либо сейчас на рассмотрении в Сейме, либо уже прошла процедуру обсуждения между министерствами, так что из того первого числа более десятка проектов все были начаты либо реализованы.
Если говорить о выводах, сделанных после каких-то ошибок, то тут напрашивается тема изменений в законе о Конституционном суде.
Беата Шидло: Изменения в законе были необходимы по двум причинам. Во-первых, еще предыдущее правительство ввело такие изменения, которые не соответствовали конституции, что подтвердил сам Конституционный суд. Во-вторых, введение изменений, согласно которым новые судьи Суда были уже известны и должны были принять полномочия после завершения срока полномочий предыдущего состава судей, было гарантией для правящей ранее коалиции рычагов влияния на Конституционный суд.
Беата Шидло в интервью Польскому радио также сказала, что готова встретиться с оппозицией и теми, кто выступает против теперешнего правительства.
Беата Шидло: Я предложила оппозиции, всем парламентарным клубам встретиться, чтобы мы нашли общее решение, но нет воли к согласию. Но я считаю, что нужно пытаться и дальше найти общий язык с теми, кто сегодня протестует против правительства, которые позволяют собой манипулировать и говорят, что нарушается демократия, но сами же являются ее доказательством, ведь имеют право на протесты. Я сторонник переговоров. Но есть одно условие. Для беседы необходимы два собеседника, желание ее вести и слушать. Если этого нет, то это проблематично. Я глубоко верю, что мы все-таки найдем путь к компромиссу.
PR1/EC