Logo Polskiego Radia
Print

«Отец посла Польши в США оказался советским шпионом»

PR dla Zagranicy
Artur Panasiuk 31.03.2016 17:30
Писательница Дорота Каня, работая над новой книгой, обнаружила досье военного атташе Польши в США времен ПНР, который оказался советским шпионом.
Фото: youtube.comФото: youtube.com

В последнем номере Gazeta Polska был опубликован текст Дороты Кани под названием «Посол ведомства в Вашингтоне». В нем раскрываются факты из жизни Максимилиана Шнепфа, отца сегодняшнего посла Польши в США Рышарда Шнепфа. Оказалось, Максимилиан Шнепф, который официально исполнял обязанности военного атташе при посольстве ПНР в Вашингтоне, в 50-х годах работал на советскую военную разведку под псевдонимом «Цапля». О том, как удалось раздобыть подобную информацию, с Доротой Каней общалась Халина Остас.

Как вы узнали, что военный атташе Польши в США времен ПНР работал на советскую разведку?

По сути, это вышло случайно. Когда мы работаем над книгой, нас интересуют все личности, связанные с заданной темой. Соответственно, мы делаем много запросов в Институт национальной памяти. Документы Максимилиана Шнепфа попали ко мне в руки, когда я начала собирать материалы для третьей части книги о детях чиновников ПНР «Ведомственные дети», а именно – «Ведомственные дети. Политика». Это было очень давно. Я тогда размышляла о том, каким образом написать эту книгу. Тогда мы решили, что нужно сконцентрироваться на загранице, а именно – на Министерстве иностранных дел, на представителях правительства ПНР, которых отпраляли работать за границей. Когда мы изучали материалы касающиеся военной безопасности, а именно – Управления Второго Генерального штаба Внутренней военной службы, я наткнулась на документы Максимилиана Шнепфа. Я была изумлена прочитанным. Оказалось, это отец Рышарда Шнепфа, который когда-то поменял свою фамилию. Сейчас сложно понять, он сменил ее сам или же это сделали его родители, но паспортный документ его отца 80-х годов свидетельствует о том, что тогда он пользовался исходной фамилией, которая писалась на через «sh», а через «sz».

Какие задания выполнял Максимилиан Шнепф в США, работая военным атташе и в то же время будучи советским военным разведчиком?

Исходя из выездной карты, задания, которые Максимилиан Шнепф должен был выполнять на территории США, были очень четкие. Здесь нужно сказать важную вещь. Кто-то скажет: «в офис военного атташе его направило Управление Второго Генерального штаба». Официально, так оно и было. Вот только, как это зачастую бывает, дьявол прячется в деталях. Это был 54-ый год, особенное время, когда шла холодная война, когда россияне прикрепили к Генеральному штабу своих людей. Когда начались разного рода правые отклонения в Польше, советы это воспринимали именно так, они решили, что им нужно всерьез заняться Польшей. Поэтому они поставили на руководящих должностях большое количество своих людей из ГРУ, советских разведчиков. Так вот, документы на выезд Максимилиану Шнепфу подписывал Константин Иванов, подполковник ГРУ. Это очередное доказательство того, что военные службы ПНР были продолжением руки Москвы, как об этом писал Славомир Ценцкевич в своей книге под названием «Длинные руки Москвы». Таким образом, Максимилиан Шнепф должен был выполнять в Вашингтоне весьма конкретные задачи, учитывая, что шла холодная война. Он должен был изучать американскую армию, собирать всю доступную информацию о пехоте, военно-воздушных силах, артиллерии, обо всех формированиях армии США: размещение, активность, указания, как действовать в случае войны, где находятся даже самые малые подразделения. Также в его обязанности входила работа с агентами. Известно, что во время холодной войны в Америке было много граждан США, которые были советскими агентами. История показала, как сильно эта агентура была развита, какие средства выделяли россияне как на свою агентуру, так и на развитие коммунистической партии, из которой также вышло много агентов.

Все, как написано в книге Славомира Ценцкевича «Длинные руки Москвы», о которой вы упоминали…

Да, если говорить об агентуре, финансировании и, что самое важное, о влиянии советских спецслужб на польские реалии, на ПНР, на протяжении многих лет. Все это хорошо задокументировано с начала работы верификационной комиссии, которую проводил сегодняшний министр обороны Польши Антони Мацаревич. На него тогда обрушились обвинения в том, что он раскрывает агентуру. Но это была советская агентура, которая действовала на территории Польши. Пример Максимилиана Шнепфа демонстрирует, как в Польша создавалась новая элита. Как известно, польская элита, польские дипломаты, в 99 случаях их либо убивали, либо же они не возвращались в Польшу, либо же они пропадали без вести или были убиты на востоке. Интеллигенцию просто запретили, потому что Сталин решил, что должна появиться новая интеллигенция. Максимилиан Шнепф попал во Второй Генеральный штаб прямиком из Красной армии. Он был солдатом Красной армии, в ряды которой он вступил после освобождения Дрогобыча. До этого Максимилиан Шнепф был слесарем. Во Втором Генеральном штабе его сделали военным дипломатом. Это был не единственны случай. Совсем наоборот – это был классический случай того времени. Люди, которые состояли в коммунистической партии Польши или Красной армии, которые придерживались идеологии, которые были высокими чиновниками советской безопасности, сразу же попадали в дипломатические учреждения. Отец знаменитого шпиона Александра Маковского, например, был сапожником, а 4 года спустя уже работал в посольстве ПНР в Лондоне в качестве дипломата. Карьеры обретались стремительно взамен за преданную службу системе. Если человек отправлялся в Вашингтон, где с помощью агентуры должен был разоблачать американскую среду, он это делал с полной отдачей. В документах Института национальной памяти касающихся Максимилиана Шнепфа, находятся заключения, в которых написано, что он «благожелательно настроен по отношению Советскому Союзу», «реализовывает линию партии», «хорошо относится к своим подчиненным и одновременно суров и требователен в реализации задач социализма». Сейчас это звучит смешно, тем не менее, подобные формулировки нашли место в этих заключениях. В 1954 году, когда делегация нового военного атташе прибыла в США, там как раз начала действовать комиссия Маккарти. Эта комиссия была призвана разоблачать связи американского истеблишмента с коммунистами. Над ней насмехались, самого Маккарти критиковали. Спустя годы оказалось, что комиссия была права, что масштаб сотрудничества и симпатии влиятельных людей к коммунистам в то время был пугающим.

Статья, о которой мы говорим, «Посол ведомства в Вашингтоне», была напечатана в последнем номере Gazeta Polska. Этот текст является фрагментом более объемного труда, который можно будет найти в третьей книге «Ведомственные дети», соавтором которой вы являетесь. Когда ее можно будет найти на книжных полках?

Издание этой книги мы планируем во второй половине 2016 года. Речь в ней пойдет о польских политиках, которые работали в различных ведомствами и были связаны со спецслужбами ПНР. Это дипломаты, бывшие послы, это удивительные истории. Когда мы изучали материалы из жизни этих людей, некоторые детали из их биографий просто поражали. Скорее всего, уже в конце 2016 вы сможете обо всем об этом прочитать, в книге под названием «Ведомственные дети. Политика».

Интервью записала Халина Остас, перевел Артур Яворский

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты