После неудачного военного переворота, который имел место в Турции с вечера 15 по 16 июля и в результате которого погибли 294 человека и около 1440 ранено, страну захлестнула волна арестов и увольнений. Многие обозреватели отмечают, что турецкий президент Тайип Эрдоган использует неудавшийся путч для расправы с оппозицией и проводит обширную чистку неугодных элементов.
Какими будут отношения между Турцией и ЕС, принимая во внимание рост авторитарных тенденций, который мы наблюдаем после неудачной попытки переворота? С этим вопросом мы обратились к политологу Адаму Бальцеру из Центра восточноевропейских исследований, Варшавского университета.
Адам Бальцер: У нас будут серьезные проблемы с такой Турцией, поскольку если бы, например, она решилась на возобновление смертной казни и применение ее к путчистам, тогда весь ее процесс евроинтеграции будет остановлен. Также остаётся вопросом что будет происходить с самой Турцией. Проблема страны в том, что президент Эрдоган управляет, опираясь на поляризацию общества и деления народа на две части. Его сравнивают с Путиным, но разница в том, что Путин пользуется популярностью на уровне порядка 80%, а оппозиция очень слабая. В Турции оппозиция способна к вооруженной борьбе, ибо важную ее часть составляют курды, с которыми турецкие власти пребывают в состоянии гражданской войны. Следует отметить что чем Турция более авторитарна, тем она более нестабильна, а к сожалению, в этом плане президент Эрдоган напоминает президента Путина и не склонен отдать власть. В связи с чем, Турция будет вызовом для Запада поскольку сама будет источником проблем.
Назар Олийнык: Что случится, если США ответят отказом на требования Турции выдать Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в путче, посчитав что доказательства, предоставленные турецкой стороной не убедительны?
А.Б: Тогда Турция будет шантажировать американцев, что она закроет базу в Инджирлике. Может ее закроют на какое-то время. Очевидно это будет проблема для США, но это не означает, что продолжать бороться с ИГИЛ будет невозможным, поскольку американцы и без этой авиабазы проводили свои операции. Конечно, будут антиамериканские протесты и прочее, но только вопрос к Турции: готова ли она на открытую конфронтацию с Западом, будучи страной значительно слабее России, на которую Запад наложил санкции. Эрдоган имеет значительно меньшее влияние, чем Путин. По моему мнению, для Турции это будет очень опасный ход.
Н.О: А если допустить, что Эрдоган использует “российскую карту” и еще более сблизится с Россией, и Анкара будет использовать подобную тактику, как и Кремль, играя на противоречиях в ЕС?
А.Б: У Турции есть одна очень серьезная проблема. Во-первых, по отношению к ней в ЕС существует значительно более сильное единство, и она куда слабее России. Во-вторых, турецкий президент имеет серьезные внутренние проблемы. Возможно Турция сблизится с Россией, только вопрос какой ценой и не будет ли это такая цена какую Россия платит в своих отношениях с Китаем. Китай используют факт ухудшения отношений России с Западом, укрепляя свое влияние в России. И кроме этого у Китая есть, что предложить России - капитал, интеллектуальный капитал. Что может предложить Россия Турции?
Россия такая слабая с экономической точки зрения, что она не в состоянии предоставить большие капиталы, а режим Эрдогана в значительной мере опирается на экономической стабильности. В случае краха турецкой экономики у Эрдогана возникнут большие проблемы, и Россия, даже если бы хотела его не спасет так как не владеет достаточным экономическим потенциалом.
Н.О: Вы уже упоминали о курдской проблеме.Как известно американцы поддерживают курдов, используя их в борьбе с Исламским государством. Можно ли допустить, что американцы могут также использовать турецких курдов как аргумент в давлении на Турцию?
А.Б: Да, это очевидно, что кроме того, что Америка признала, что курды эффективны в борьбе с Исламским государством, то также известно, что оно, рано или поздно будет уничтожено, а курды проживают в этой части мира испокон веков. Американцы могут играть этой “курдской картой”, поскольку это инструмент давления. Курды являются “ахиллесовой пятой” Турции и это не только касается Южно-Восточной Турции? где Демократическая партия народов набирает в некоторых городах до 80% голосов, но самым большим курдским городом в мире является Стамбул. И если Эрдоган не совладает с турецко-курдским конфликтом, который пока что является конфликтом между армией и курдскими партизанами, но который уже набирает массовый характер, то в таком случае следующим этапом эскалации станут взаимные погромы. Тогда мы имеем дело с открытым этническим конфликтом? как это было на Балканах между сербами и хорватами. В таком случае предвидится наихудший из возможных сценариев который означает имплозию Турции.
Н.О.