Недавний саммит НАТО в Варшаве закрепил те изменения в стратегии Альянса, которые наметились два года назад на саммите в Уэльсе. После того, как Россия аннексировала Крым, НАТО перешло к твердым оборонительным действиям, цель которых - удержать Кремль от агрессивных шагов. В Польше и странах Балтии вскоре будут размещены четыре международные батальонно-тактические группы. Однако в состоянии ли 4 тысячи солдат противостоять российским дивизиям? Решения Варшавского саммита НАТО комментирует эксперт Польского института международных дел (PISM) Артур Кацпшик.
На саммите в Варшаве было принято решение разместить международные силы Альянса в Балтии и Польше. Способны ли четыре батальона размером в 1000 человек каждый противостоять российским дивизиям в случае конфликта?
А. Кацпшик: Сами по себе четыре батальона не в состоянии защитить страны Балтии или Польшу. Однако они являются частью более широкой концепции. Международные силы будут действовать совместно с армиями стран, в которых они будут размещаться. Кроме того, в Польше планируется разместить штаб бронетанковой бригады США. Скорее всего, у нас будут находиться основные силы бригады - около 1000 человек. Батальонно-тактические группы НАТО, бригада США, которая будет дислоцирована в Польше на основании двустороннего договора, и национальные вооруженные силы в случае конфликта примут на себя первый удар. Им на выручку придут гораздо более широкие силы из стран Западной Европы и США. Таким образом, четыре батальона должны показать Кремлю, что любая агрессия вызовет реакцию всего блока НАТО. Кроме них будут задействованы национальные армии и бригада США, а самым главным элементом защиты станет масштабный контингент НАТО, который будет направлен в зону конфликта.
Российские СМИ утверждают, что четыре батальонно-тактические группы НАТО в странах Балтии и Польше создают прямую угрозу России, что ротационное размещение - это хитрый способ обойти договоренности Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года. Правда ли это?
А. Кацпшик: Если мы просто сравним цифры, то поймем, что ни о какой угрозе речи не идет. Силы НАТО - это 4 тысячи солдат. Еще до того, как решение об их размещении было принято, Россия заявила, что создаст две новые дивизии в Западном военном округе и одну - в Южном. Дивизия - это около 10 тысяч солдат. Так что изменение потенциала несопоставимо. На одного солдата НАТО приходится около 10 российских. Во время учений, о которых войска заранее не информировали, российское руководство показало, что в течение нескольких дней может мобилизовать до 100 тысяч солдат.
Что касается Основополагающего акта Россия-НАТО, то именно российское руководство много раз нарушило его – нападением на Украину, занятием Крыма, нарушением воздушного пространства стран НАТО. Россия ссылается на то, что Альянс не выполнил обещания не размещать в регионе «существенных боевых сил» на постоянной основе. Однако это обещание чётко относилось к тогдашней ситуации в сфере безопасности, которая очень сильно изменилась с 1997 года. Кроме того, в документе речь идет о «существенных боевых силах». Размещение 4 тысяч солдат, по сравнению с тем, что имеет Россия, не является нарушением Основополагающего акта. Ротационное размещение было выбрано в том числе по экономическим причинам. Это дешевле, чем строить постоянную инфраструктуру. Так что действия Альянса не нарушают международного права, в том числе Основополагающего акта Россия- НАТО.
Имеет ли Альянс достаточно сил и технических возможностей, чтобы в случае необходимости перебросить подкрепления к восточным границам?
А. Кацпшик: Для этого нужны дополнительные усилия. Определённые шаги в этом направлении уже делаются. На саммите НАТО в Уэльсе было решено создать передовой отряд быстрого реагирования. Это подразделение численностью 5 тысяч человек, которое может быть развернуто в течение 5-7 дней. Один батальон этого подразделения может быть в любой точке уже через 2 дня. Силы быстрого реагирования НАТО, в которые входит передовой отряд, были увеличены до 40 тысяч человек. Они могут быть размещены в течение 30-45 дней. Если мы сравним способность России мобилизовать нескольких десятков тысяч солдат в течение нескольких дней со способностями НАТО, то увидим, что Альянс сильно отстает.
Ключевой проблемой также является нейтрализация российских систем, которые могут сделать невозможной доставку войск в регион. Речь идет о российских противокорабельных и противовоздушных комплексах, а также о тактических ракетах «Искандер», расположенных, например, в Калининграде. В этой сфере Альянс должен сделать еще очень много.
Разговаривал Александр Папко