Вице-канцлер Германии и министр экономики Зигмар Габриэль посетил с визитом Москву, где встретился с российским президентом Владимиром Путиным. Политики беседовали, прежде всего, об экономике, санкциях, но действительно ли лишь на это необходимо обратить внимание? По мнению некоторых экспертов, во время встречи в Москве Зигмар Габриэль в беседе обращался вовсе не к Путину, а к немецкому электорату, который ищет нового лидера.
Эксперт Центра восточноевропейских исследований Конрад Поплавский частично соглашается с таким предположением.
Конрад Поплавский: Оба политических актера, так бы я назвал этих политиков, обращались к своему электорату. Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль пытался представить себя немецким избирателям как серьезного политика, которого с почестями принимает мировой лидер. Стоит отметить, что в Германии появился совершенно новый электорат, который поддерживает евроскептическую консервативную партию «Альтернатива для Германии», но есть также необычайно благоприятствующая России партия левых сил. У избирателей этих двух партий Владимир Путин пользуется большой популярностью. Причем ведущие партии Германии, можно сказать, страдают от потерь избирателей, переходящих на сторону новых партий.
В свою очередь, как отмечает Конрад Поплавский, президент России Владимир Путин показывает себя как политика, который вовсе не является изолированным, что было целью Запада, а кроме того он предпринимает попытки склонить европейских лидеров к отмене введенных против России санкций. По мнению эксперта, тенденция в поведении электоратов отдельных стран показывает, что европейским политикам может понадобиться смягчить риторику в отношении России ради сохранения голосов избирателей.
Конрад Поплавский: У них два выхода: либо они будут пытаться вести дружественные отношения с Путиным или, по крайней мере, пытаться показать, что они склонны к диалогу и сотрудничеству с Россией, либо второй вариант – его выбрала канцлер Германии Ангела Меркель – пытаться объяснить избирателям, что Путин – это плохой человек, которому нельзя доверять, с которым диалог не имеет никакого смысла. Мне кажется, что еще несколько лет назад немецкому избирателю можно было что-то объяснить, но в последние годы наступил экономический кризис, и большая группа людей почувствовала себя изолированной, что стало причиной снижения доверия к ведущим немецким политическим партиям. Так что теперешним немецким избирателям сложно что-либо объяснять, что-либо аргументировать.
Существует ли какая-то поддержка новых немецких партий, той же «Альтернативы для Германии», благосклонно относящихся к Путину, со стороны Кремля, - пока неизвестно, добавляет эксперт.
Конрад Поплавский: Тем не менее, знаю, что Россия пытается проводить агентурную деятельность в Германии. От этого несвободны ни бывшие канцлеры, ни немецкие СМИ.
Некоторые комментаторы говорят о том, что борьба за электорат, в которую включился Зигмар Габриэль в желании принять управление страной после ухода Ангелы Меркель, началась слишком рано, что прогнозы о закате политической карьеры Меркель могут не осуществиться. Как отмечает Конрад Поплавский, действия Габриэля не новы, он конкурирует с Меркель с самого начала ее срока полномочий.
Конрад Поплавский: Это не была борьба на равных, потому что канцлер Германии доминировала в этой конкуренции. Но сейчас начали появляться проблемы, ей приходится признавать свои ошибки и все больше смягчать свою риторику. Мне кажется, что Ангела Меркель находится в самом серьезном за последние годы кризисе. Она еще не делала заявления о том, будет ли она участвовать в очередных выборах, избегая вопросов на эту тему, как огня. Сейчас, когда до выборов остался год, - идеальный момент для политической атаки на Меркель со стороны ее оппонентов. Тем более, что социал-демократическая партия Германии, лидером которой является вице-канцлер Габриэль, наоборот, выходит из кризиса.
PR2/es