- Министерство развития Польши официально объявило о прекращении переговоров с фирмой Airbus Helicopters, с которой польское правительство должно было заключить контракт о приобретении этих вертолетов для польской армии. Но вряд ли объявление об отказе от покупки многоцелевых вертолетов Caracal стало сенсацией, поскольку об этом уже было известно ранее?
Лукаш Павловский: «Действительно, не стоит этому удивляться. Более удивительным является то, что Министерство национальной обороны после смены власти всё время участвовало в переговорах по этому контракту, ведь критика была слышна с самого начала. Говорилось о том, что это определенная транзакция с французами - «вертолеты за Туска», и у новой власти нет повода в этой транзакции участвовать. Что касается последствий, то мы не знаем всех пунктов этого договора, в частности, сколько будет стоить его расторжение. С другой стороны, если цена на эти вертолеты была чуть ли не в два раза выше, чем платили за них другие страны, то вопрос: не была бы покупка дороже расходов по срыву контракта? А если говорить о самих вертолетах для польской армии, то уровень и качество трех предложенных на выбор моделей был практически одинаковым с тем исключением, что вертолеты Caracal не имели ничего общего с Польшей. В общем, этот контракт изначально не был удачным».
Якуб Яловичор: «Однако как Вы сказали, переговоры шли, а значит, контракт не был таким уж безнадежным. При этом создается впечатление некоторой непредсказуемости, и у Польши могут быть в связи с этим проблемы. Понятно, что эта «обменная торговля», что о таких покупках надо думать в долгосрочной перспективе, а вокруг польской армии происходит много событий, связанных с большими расходами. Недавно мы узнали, сколько будет стоит формирование новых сил территориальной обороны. На это нужны огромные средства, которые откуда-то надо взять. И все ждут ответа: у кого эти деньги будут забраны?».
- С другой стороны, газеты, в частности Rzeczpospolita, пишут сегодня о польских фирмах, которые надеются на подписание контрактов в рамках программы территориальной самообороны. Можно ли говорить о том, что правительство или Министерство национальной обороны делает ставку на польские фирмы? Поскольку французский контракт меньше всех связан с Польшей, то правительству трудно отказать в последовательности таких шагов...
Лукаш Павловский: «Вопрос лишь в том, какой смысл в одном и в другом? То есть, что важнее для польских вооруженных сил: покупка современных быстрых вертолетов или создание нового формирования? После беседы для Интернет-издания Kultura Liberalna с генералом Романом Полько мне кажется, что территориальная самооборона – не лучшая идея для повышения безопасности Польши. Тем более, что эти деньги, как здесь уже было сказано, надо будет у кого-то забрать».
Якуб Яловичор: «Как раз если говорить о деньгах, то территориальная самооборона – это наименее дорогостоящие военные силы, при этом очень эффективные, поскольку состоят из людей, хорошо знающих свою территорию. И говоря об угрозах гибидного характера, то именно такие люди и нужны. Это показал пример Украины. Первоначально именно добровольческие батальоны стали той силой, которая сопротивлялась России. И это приносило результаты, по крайне мере до момента, когда туда вошли танки, артиллерия и тому подобное вооружение. Конечно, территориальная самооборона – это не те силы, которые посылаются против тяжелого оружия, вертолетов и так далее. При этом в таких, я бы сказал, стычках, в которых специализируется наш противник, территориальная самооборона в состоянии его сдержать».
PRIII/iza