Пять сценариев реформирования Европейского союза и концепций сотрудничества 27 государств без Великобритании предложила Европейская комиссия в «Белой книге» о будущем Европы. Они предусматривают как более свободную интеграцию, Европу «нескольких скоростей», так и федерацию. В каком же направлении пойдет объединенная Европа? Об этом Польское Радио беседует с международным обозревателем, бывшей корреспонденткой в Брюсселе Магдаленой Скаевской.
- Давайте чуть более подробно остановимся на этих пяти сценариях. Начнем с того, какой из них выигрывает?
Магдалена Скаевская: «Если говорить о странах, поскольку именно страны-члены ЕС и Европейский парламент выскажутся в пользу какой-либо конкретной концепции будущего Европы, всё зависит от того, в какой столице задать этот вопрос. Во Франции и Германии, то есть главных странах ЕС, главы дипломатии достаточно ясно выразили свою позицию, ратуя за Евросоюз «многих скоростей». То есть, за третий сценарий, который представил глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер. Он сказал, что возможно создание такой «коалиции желающих», то есть, стремящихся укрепить интеграцию в отдельных областях, если им это покажется необходимым. Коалиция была бы открытой в отношении также других государств, которые не захотят или не могут в такую коалицию вступить».
- Идет ли речь о зоне евро как основе этой коалиции? То есть, валюта евро как платформа?
Магдалена Скаевская: «Может так быть. Подобные коалиции могут заключаться в разных сферах деятельности Евросоюза. Дело не только в экономике, но и в других областях. Вопрос в том, кто захочет, и кто будет составлять ядро Европейского союза. В данном случае, за такую концепцию, как я уже сказала, появляются голоса из Германии и Франции, но также из Мальты, которая занимает место председателя в ЕС. Но если посмотрим на наш регион, на Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, или также Болгарию, то здесь наблюдается критическое отношение к такой концепции в силу очевидных причин. Эти страны боятся «Европы двух скоростей». В ходе встречи Вышеградской группы в Варшаве ее лидеры говорили, что они не хотят ни варианта «меньше Европы», ни варианта «больше Европы», а хотят «лучшей Европы». Проблема в том, как это может выглядеть. Что касается других сценариев, то один из них предусматривает продолжение нынешнего курса. Можно сказать, что он маловероятен, поскольку сегодня уже никто не сомневается, что Евросоюз находится в очень серьезном кризисе во многих сферах, и что реформы необходимы».
- Значит, его следует исключить?
Магдалена Скаевская: «Да. Второй сценарий – это ограничение Европейского союза до общего рынка. То есть, сведение его к той основе, с которой, бесспорно, всё на самом деле началось. Но Жан-Клод Юнкер подчеркивает, что этот вариант он лично не одобряет. По его мнению Евросоюз – это что-то гораздо большее, чем общий рынок, общие деньги и беспошлинные товары, в связи с чем ЕС заслуживает на большее. А большее, это либо уже упомянутая «коалиции желающих», или четвертый сценарий, который говорит: «делаем меньше, но более эффективно». То есть сосредотачиваемся на отдельных областях и там в полную силу развиваем сотрудничество. Честно говоря, такой сценарий тоже вызывает удивление: а почему это не было сделано до сих пор?».
- Этот сценарий такой же неясный, как и сценарий «больше Европы», критикуемый сейчас Жаном-Клодом Юнкером, но в течение многих лет продвигаемый как направление развития ЕС…
Магдалена Скаевская: «Больше Европы», - это, кажется, пятый сценарий, который предусматривает всеобщую интеграцию во всех областях, в которых удастся договориться. Но здесь снова возникают сомнения, и этот сценарий мне кажется тоже маловероятным. Поскольку сегодня в Европе из многих стран-членов и социальных групп доносятся голоса, которые говорят, что они не хотят «больше Европы», что членам сообщества трудно договориться в тех областях, в которых сотрудничество должно быть налажено уже сейчас, то что уж говорить о том, чтобы делать еще большое сообща…».
- А почему Вышеградская группа не хочет «Европы нескольких скоростей» и разделения на «ядро» -то есть, страны евро, и страны-«спутники»? Есть опасность, что мы будем отодвинуты на обочину?
Магдалена Скаевская: «Если дойдет до такой «коалиции желающих», то есть будет создано такое «ядро», которое, например, будет опираться на зону евро, общее экономическое правительство, то страны, оказавшиеся вне «коалиции желающих», поскольку не захотели интегрироваться в данных областях, действительно останутся на обочине. За пределами стола переговоров, в том числе по вопросам, которые могут их также касаться. Ведь даже если Польша сегодня находится вне зоны евро, то проблемы евро тоже нас в определенной степени касаются. А мы не хотим быть за пределами стола переговоров. И это касается не только государств Вышеградской группы, но и государств, высказывающихся против «подгрупп» в Европейском союзе. Вышеградская группа хочет такого Европейского союза, который давал бы равные шансы всем своим членам, и защищал бы их интересы».
PR1/иза