Logo Polskiego Radia
Print

Политика не должна влиять на журналистику и кинематограф

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 20.03.2017 17:18
  • Интервью с замминистра культуры и национального наследия Польши Вандой Звиногродзкой.
В этом уверена замминистра культуры и национального наследия Польши Ванда Звиногродзкая.
Замминистра культуры и национального наследия Польши Ванда Звиногродзкая.Замминистра культуры и национального наследия Польши Ванда Звиногродзкая.Foto: PAP/Marcin Obara

Заместитель министра культуры и национального наследия Польши Ванда Звиногродзкая была гостем студии Польского Радио.

- Госпожа министр, на экраны вышел новый фильм под названием «Проклятый». Само его название уже говорит о содержании. Это очередная лента о послевоенных годах, о «проклятых солдатах» и о «польско-польской войне», как некоторые называют борьбу подполья с так называемой народной властью в Польше. Такова концепция польского кинематографа нынешнего Министерства культуры и национального наследия?

Ванда Звиногродзкая: «Не думаю. Министерство культуры не является непосредственным инициатором фильмов как таковых, оно же не кинопродюсер. При этом тема «проклятых солдат» на протяжении, по меньшей мере, 10-11 лет все заметнее присутствует в польской культуре. Легенда о «непреклонных» очень быстро выросла, и сейчас видна даже в поп-культуре. И с этой точки зрения меня совершенно не удивляет, что кино пользуется популярностью этой легенды. Как обычно, в таких случаях всё зависит от художественного уровня. Каждая тема хороша при условии, что хорошо преподнесена».

- Однако Министерство культуры влияет на кинопроизводство хотя бы путем финансирования польских фильмов. Историческое кино – это большая и серьезная тема, при этом невероятно содержательная и интересная. Но когда мы дождемся фильма такого масштаба как «Потоп»? Почему самым выдающимся историческим польским фильмом остается фильм 70-х годов?

Ванда Звиногродзкая: «По многим причинам. И далеко не все удается формировать при помощи инструментов, доступных Министерству культуры. Можно сказать, что мы предприняли определенные шаги в этом направлении. Проведен открытый конкурс на тритмент и сам киносценарий, и в этом конкурсе было представлено немало интересных идей. Но кинопроизводство обусловлено целым рядом факторов, всем хорошо известных – от финансовых возможностей и организаторских способностей продюсера до таланта режиссера и актеров. Далеко не все удается сочетать. Конечно, можно создавать благоприятные условия для такого кино, но на нынешнем рынке не всё, как я сказала, удается сделать инструментами, которыми располагает Министерство культуры, как это было в период ПНР. Прошу обратить внимание на эту огромную разницу как в доступе к денежным средствам, так и в области власти над кинематографом. При социализме кинематограф полностью зависел от политических факторов, Сегодня этого нет. При этом польское Министерство культуры прикладывает все старания для рождения интересных проектов, инвестициями в которые были бы заинтересованы также международные гиганты, чтобы родилось масштабное, большое кино. Но даже в Голливуде действует принцип: сначала интересный замысел, а уже потом поиск денег на его реализацию».

- Члены городского совета Варшавы решили увеличить дотацию для театра «Повшехны» в размере почти 2 миллионов злотых. Речь идет о театре, известном своим очень спорным спектаклем «Проклятие», мнение о котором поделило общественность. Как бы Вы прокомментировали такую щедрость?

Ванда Звиногродзкая: «Подчеркну, что это никоим образом не находится в ведении Министерства культуры. Это столичный театр, принадлежит городу, мы не имеем доступа к его документации, финансированию и методам деятельности. Насколько я знаю, дотация не является премией за уже поставленный спектакль, поскольку дотации выделяются, скорее, на планы. Поэтому увеличение дотации свидетельствует о мнении властей Варшавы городского совета о том, что данный театр хорошо развивается, идет в правильном направлении, и следует это развитие поддержать. Другой вопрос: в какой степени данный театр удовлетворяет потребности жителей Варшавы, и какой части адресована его деятельность? Потому что планы включения спектакля «Проклятие» шум о котором слышен уже за пределами Польши, и о котором сам театр говорил, что билеты на него распроданы далеко вперед, можно назвать очень осторожными по сравнению с таким резонансом».

- Глава немецкого медийного концерна Ringier Axel Springer Марк Декан обратился к журналистом польского филиала с письмом, в котором, по мнению журналистов Общественного польского телевидения, призывает сотрудников критически подойти к позиции польского правительства, не поддержавшего кандидатуру Дональда Туска в выборах на пост председателя Европейского совета, и что это чуть ли не инструкция, как себя вести, навязывание точки зрения, соответствующей интересам Германии. Вы многие годы работали журналисткой. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Ванда Звиногродзкая: «Думаю, ситуация имеет два аспекта. Один – это поведение самого издателя, который пытается навязать или «начертить» какой-то путь интерпретации политических фактов и предлагает это работающим у него журналистам. Ситуация весьма сложная. История журналистики говорит о том, что такая практика бывала и раньше. Можно сказать, что идея журналистской независимости и объективности развивалась и пробивалась годами и десятилетиями. И увы, на наших глазах гаснет. Эта проблема касается не только Польши. А второй аспект касается контроля над рынком прессы. В следствии формирования польского рынка прессы в период трансформации, в нем большую долю имеет именно немецкий капитал. И здесь, по моему мнению и мнению Министерства культуры, эта не лучшая для Польши ситуация. Следует стремиться к тому, чтобы ее исправить по примеру других европейских стран. А именно – пойти в направлении лимитов участия иностранного капитала на этом рынке».

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты