Встреча под названием «Kremlin Gate» (по ряду ассоциаций с «Watergate», но не только) была организована в Варшаве Центром польско-российского диалога и согласия. К участию организаторы пригласили польского аналитика Бартоша Висьневского и российского историка и политолога Павла Лузина. Тема дискуссии как нельзя более горячая и актуальная, поскольку речь шла о российской пропаганде.
Участники дискуссии "Kremlin Gate" (на фото слева направо: Бартош Висьневский, ведущий Лукаш Валевский, Павел Лузин)
Фото: radiopolsha.pl/Ирина Завиша
- Мы пригласили к микрофону обоих участников встречи. И первый вопрос, можно сказать, подсказала жизненная ситуация. В частной беседе можно было услышать нечто такое: «Почему то, что вещают российские СМИ, считается пропагандой и манипуляцией, а западные – нет?». И вот как на этот вопрос ответили эксперты:
Бартош Висьневский: «Я как политолог смотрю на СМИ – будь то российские, американские или другие – сквозь призму целей, с которыми они используются. Безусловно, такие российские СМИ как RT (в прошлом Russia Totay) и «Спутник» служат тому, чтобы информировать или… дезинформировать общественность на Западе. Граница между информацией и дезинформацией очень тонкая, и порой ее трудно определить. Слово «пропаганда» в данном случае можно понимать как одностороннюю, необъективную подачу информации, представляющую лишь одну точку зрения, а не целый спектр взглядов. Так было в случае недавних выборов во Франции, когда можно было задаться вопросом: не настроены ли российские СМИ гораздо более благосклонно к одному кандидату? Я смотрел эти программы и могу сказать, что российское телевидение представляло Марин Ле Пен в более выгодном свете, чем Эммануэля Макрона, явно преследуя определенные цели. Роль в определенном смысле лидеров общественного мнения, политиков – влиять на то, как общество мыслит. От СМИ мы ожидаем иного. Опять же следует различать жанры. Аналитические программы, репортажи с участием политиков играют одну роль, а информационные – другую. Если обе эти сферы – информирование и представление мнения, какой-то оценки происходящего – смешиваются, если информация призвана подтвердить какую-то изначально заложенную мысль, то тогда мы имеем дело с пропагандой и манипуляцией».
- Польша, если говорить о российской пропаганде, тоже находится в «зоне риска:
Бартош Висьневский: «Несомненно. Не стоит забывать, что Польша является членом НАТО, фланговым государством, расположенным на границе Североатлантического альянса. С недавних пор в Польше и странах Балтии пребывают силы НАТО – американские, британские, канадские, германские. Всё это дает основание думать, что россияне могут использовать какие-либо мелкие инциденты с участием этих солдат, чтобы раздувать сенсации, сообщать о них манипуляционным образом. И следует очень внимательно относиться к таким сообщениям, тщательно проверять источники. Польша также не застрахована от так называемых «фабрик троллей». Напомню, что вокруг них, как это ни удивительно, самый большой шум поднялся во время избирательной кампании в США. Тогда оказалось, что люди из стран, о которых большинство американцев, наверное, никогда не слышали, активно принимали участие в создании и распространении «фейковой», то есть лживой информации о кандидатах в президенты».
- По мнению российского эксперта, смысл не только пропаганды, но и прямого вмешательства в избирательные кампании других стран, хакерских атак, различного рода провокаций со стороны, условно говоря, Кремля носит многоуровневый характер.
Высказывания Павла Лузина русском языке слушайте в аудиофайле
- Стоит отметить, что во время самой дискуссии ««Kremlin Gate», как Бартош Висьневский, так и Павел Лузин были единодушны во мнении, что главная задача кремлевского режима, ради которой он готов применить все средства информационной войны – выжить в условиях глобального мира, к которому этот режим не готов.
Автор: Ирина Завиша