В эти дни очень и очень много говорится о предстоящем визите в Польшу Дональда Трампа. Несмотря на то, что до него еще две недели, эксперты, политологи и политики в полной готовности, словно американский лидер появится в польской столице уже завтра.
Конечно же, не обходится без многочисленных мнений о значении приезда Дональда Трампа в Польшу, который, кстати, вызвал немало удивления в Европе.
Международный комментатор Анджей Таляга считает, что визит Трампа – это своего рода символ.
Анджей Таляга: То есть здесь речь идет о символе того, где Америка в широком смысле (понятно, что в Польшу приезжает президент США, но он ведь представляет целое государство) чувствует себя хорошо, а где несколько хуже. И хорошо как раз относится к нашей части Европы, а несколько хуже – к западной. Там американского главу приняли как минимум «холодно», если не назвать такой прием вражеским. Я, конечно же, имею в виду вербальную часть встречи, а не какие-то протокольные действия. Тем не менее уже понятно, что в западных странах Трампу не нравится, как и западным странам не нравятся идеи Трампа, его внешняя политика и он сам. Что же касается польского государства, то здесь особо нечему нравиться или не нравиться. Для этой части Европы и для Польши, в частности, американский лидер пока ничего не сделал. Известно лишь, что как глава США он приезжает в нашу страну, специально изменив ранее свои планы. Дональд Трамп приезжает, по сути, на два дня – вечер 5 июля и день 6 июля, а изначально говорилось лишь о нескольких часах. То есть мы видим, что политик выражает волю и желание здесь находиться, и не просто находиться, но и встретиться с поляками. Мы, в свою очередь, надеемся, что он скажет что-то интересное, например, в контексте пребывания на польской территории американских войск и их финансирования.
Анджей Таляга отмечает, что не стоит ожидать, например, каких-то деклараций о том, что американские военнослужащие останутся в Польше. Прежде всего, потому, что такое решение уже было принято.
Анджей Таляга: Европейская инициатива по военной перестраховке предполагает ежегодное финансирование, то есть каждый год президентом США должно приниматься решение, продлить его либо нет. Логично предположить, что финансирование было подписано и тем самым продлено. Однако, что может измениться, так это величина выделяемых на инициативу средств. И именно об этом, как я уже сказал, Дональд Трамп мог бы заявить во время своего визита в Варшаву. На данный момент общая сумма выделяемых средств – 3,5 млрд долларов, поэтому увеличение таких расходов на миллиард или даже два миллиарда долларов в процентном соотношении даст достаточно серьезную сумму. Если действительно произойдет повышение расходов, а все на это рассчитывают, то такой жест Трампа будет не просто символической поддержкой, а конкретной помощью в поддержании нашей безопасности. Эти деньги могут быть направлены, например, на улучшение и развитие инфраструктуры: строительство военных аэропортов, логистических баз в таких местностях, как Повидз или Ласк.
И неслучайно, как раз во время визита Дональда Трампа в Варшаву, в польской столице будет проходить саммит Инициативы Трех морей, то есть глав стран региона Балтийского, Черного и Адриатического моря, у которых будет возможность встретиться с главой американского государства. Проведение саммита «под визит» Трампа может быть расценено как декларация поддержки этого политика.
Анджей Таляга: Я несколько опасаюсь того, что такая декларация, а я бы даже сказал братание, зайдет слишком далеко. В рамках текущей политики американцы, на самом деле, могут использовать эту встречу, вообще всю идею Инициативы Трех морей, в своих целях, а именно – мягко говоря, в целях почувствовать себя увереннее в Европе. Хотя, это на потенциальном уровне, потому что на сегодняшний день совершенно не стоит питать иллюзии, принимать близко к сердцу какие-то жесты симпатии со стороны Трампа в адрес стран-участниц саммита, потому что американцы не будут выстраивать свою позицию в ЕС на базе шаткой и нестабильной коалиции государств, у которых, по сути, нет общих интересов. Сегодня декларация присутствия США в Европе, в том числе в военном контексте, идет через Германию. Однако, у Польши есть реальная возможность стать номером два в этом списке. И это задача, которая перед нами стоит. Не стоит обманываться, что у США и Польши есть общие интересы. Это могут быть лишь какие-то ситуативные сходства. Америка спокойно может основывать свою безопасность на Германии. Достаточно посмотреть на карту и задать себе вопрос – как США могли бы вмешаться, если бы на территории Европы начались военные действия? Америка начнет перебрасывать свои войска через Балтийское море, где может быть обстреляна российской стороной? Абсолютно нет! Она сделает это через Северное море, то есть безопасные порты в Бельгии, Германии и Нидерландах. Другого пути нет. Еще раз повторю: самообман, что Польша может играть роль большого союзника США, не оправдан. Есть временная общность интересов, но это не стратегическая связь.
Анджей Таляга также затронул тему России. Заявленной перезагрузки в американско-российских отношениях, похоже, не будет. Одновременно визит Трампа в Польшу может вызвать раздражение Кремля.
Анджей Таляга: Со всей уверенностью можно сказать, что Трамп, будучи в Варшаве, не может абстрагироваться от факта, что на польской территории присутствуют американские военные силы, а также от того, что Польша является потенциальным рынком сбыта американского сжиженного газа. Всё это действия антироссийского характера в понимании России. Так что действительно сложно говорить о какой-либо перезагрузке. Визит в Польше это подтверждает. Однако, есть и другие причины. Во-первых, американские интересы, которые выходят за рамки личных интересов Дональда Трампа, должны быть реализованы, а во-вторых, Трамп и его сотрудники слишком погрузились в различные компрометирующие их истории со связью с российской стороной. Таким образом, президент США будет более осторожным и будет стремиться показать, что всё это неправда. Кроме того, давайте посмотрим, как россияне поступают с американцами. На словах они готовы обстреливать американские самолеты над Сирией, что совершенно недопустимо для любого американского политика. Россия совершила слишком много агрессивных шагов, приведших к демонтажу мирового порядка, который был выгоден американцам.
Еще одна тема, раз уж речь идет о внешней политике США, - американско-украинские отношения. С визитом в Вашингтоне побывал президент Украины Петр Порошенко. Эту встречу называют исполнением мечты украинских политиков, которые опасались, что появление нового президента в Белом доме приведет к охлаждению отношений между США и украинским государством. Предоставим слово главному редактору издания «Галицийский курьер» Мирославу Ровицкому.
Мирослав Ровицкий: Пока что ничего такого не произошло, а даже наоборот. Во время визита украинского главы в США Дональд Трамп нашел время, чтобы встретиться с Петром Порошенко. Причем произошло это до планируемой встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Этот факт, кстати, воспринимается экспертами как успех Украины, то есть сначала Украина, а потом уже - Путин.
Польша считает себя адвокатом Украины на Западе, однако, воспринимают ли ее так сами украинцы? Мирослав Ровицкий считает, что так было на протяжении длительного времени, однако сегодня это несколько изменилось.
Мирослав Ровицкий: Это вопрос перемен и определённой политики со стороны Украины, но также и со стороны Польши. Когда-то не было альтернативы Польше в роли посредника в сближении украинского государства и Запада. Сейчас эту функцию в большей мере на себя взяла Германия. А причина – утрата веры в политические и дипломатические способности Польши, ее отношения с властями ЕС.
PR1/es