Глава немецкого МИДа Зигмар Габриель на прошлой неделе заявил о том, что он против продолжения коалиции с Христианско-демократическим союзом Германии (ХДС) и Христианско-социальным союзом Баварии (ХСС). Зигмар Габриель, представляющий Социал-демократическую партию Германии(СДП), возглавляемую сейчас экс-председателем Европарламента Мартином Шульцом, объяснил такую позицию продвижением Ангелой Меркель плана увеличения расходов на армию.
Является ли это причиной грядущего политического развода социал-демократов с христианскими демократами, или же это только предлог? С этим вопросом Польское Радио обратилось к Пьотру Ендрошчику, обозревателю издания Rzeczpospolita:
Несомненно, это не главная причина, это только один из элементов этих различий которые всегда были между ХДС, партией Меркель, баварским ХСС и социал-демократами, которых последним временем возглавлял Зигмар Габриель. Безусловно там много разных проблем. Однако, главная проблема в том, что правительственная коалиция, где СДП отведена роль младшего партнера, теряет популярность и проигрывает. Все успехи правительства, это уже вторая такая коалиция за последнее время, засчитываются на счет ХДС и госпожи Меркель, а неудачи, так сказать, делятся между всеми членами правительственной коалиции.
Ендрошчик отмечает, что немецкие социал-демократы доверили лидерство партии Мартину Шульцу, который должен был стать противовесом Ангеле Меркель в свете парламентских выборов в сентябре текущего года. Однако, данная политическая фигура не совсем оправдала возлагаемые на нее надежды:
Казалось, что это, так сказать, туз, новый человек, а люди уже устали от ХДС и от его нерешительности. В связи с этим нужно было найти новое лицо, однако Шульц — это не совсем новое лицо. Как оказалось, он не является фигурой, которая в состоянии обновить лицо Социал-демократической партии, которая должна что-то предпринять. Социал-демократия во всей Европе переживает тяжелые времена. Однако, в Германии это особенно заметно. Поэтому Мартин Шульц на этой старой, устоявшейся политической сцене заблистал, так как это был эффект своего рода новшества, хотя он нечего нового не мог предложить.
По мнению Ендрошчика Шульцу и его партии не хватает креативности:
На встречах с разными общественными группами звучали заверения, что социал-демократы будут бороться за социальное государство и укреплять социальные достижения рыночной экономики, которая в значительной мере также обязана немецкой социал-демократии. На этом и закончилось, поскольку не было других идей. Однако, трудно было что-то придумать, поскольку социал-демократы правили в рамках коалиции. Социал-демократы не могли атаковать ХДС в вопросе миграции, ибо они за это также несут ответственность. Более того СДП более либеральны в данном вопросе, чем ХДС. Социал-демократы в свете миграционного кризиса считают, что может не стоит полностью открывать границы, но все-таки этих людей надо принимать у себя. А такой взгляд сегодня не слишком популярен в Германии.
В связи с этим трудно было найти какую-то тему, благодаря которой Мартин Шульц имел возможность продвигать себя и свою партию. Это привело к тому, что СДП забуксировала и ее рейтинг остался на прежнем уровне. На данный момент есть як есть и понятно, кто выиграет выборы.
Пьотр Ендрошчик утверждает, что Ангела Меркель практически имеет четвертое канцлерство в кармане, но он не списывает полностью со счетов Мартина Шульца:
Есть небольшой шанс, что Шульц мог бы стать канцлером, но он мизерный. Речь идет о создании коалиции с Die Linke, это посткоммунисты, а также с партией зеленых. Тогда, возможно, удалось бы получить больше голосов в Бундестаге, чем ХДС. Однако у ХДС в запасе есть Свободная демократическая партия (СвДП), то есть либералы. Они сейчас не представлены в парламенте, но все указывает на то, что после четырех лет отсутствия они вернутся в Бундестаг. У СвДП поддержка на уровне 9-10% и это естественный союзник ХДС и ХСС.
Говоря о повестке дня немецкой избирательной кампании обозреватель издания Rzeczpospolita отмечает, что проблема мигрантов и беженцев не является первоочередной и объясняет почему:
Ситуация следующая:на данный момент данная тема отсутствует именно как иммиграционный кризис. Возможно есть проблема интеграции, но эта проблема у немцев наблюдается уже давно. Сначала это была проблема с 14 миллионами немцев изгнанных после Второй мировой войны, и которых очень плохо принимали их земляки в ФРГ. Потом прибыло огромное количество испанцев, итальянцев, турок на работу в роли гастарбайтеров. С турками до сих пор проблемы с интеграцией. И сейчас появляется та же самая проблема с тем миллионом людей, которые прибыли в течение последних двух лет и продолжают прибывать. В год это порядка 200 тыс. человек. Вопрос: как их интегрировать, и вот это проблема. В тоже время миграционный кризис, в том смысле, что границу осаждают и что в Германию нелегально въезжают отсутствует [в избирательной кампании]. Немцы считают, что раз такого нет, то это заслуга Ангелы Меркель.
Эксперт назвал главные темы, которым посвящена предвыборная кампания в Германии:
Экономика и все социальные вопросы. К примеру, это тема трудоустройства и отношения к работникам, минимальная зарплата. Проблемой в Германии является повышения квартплаты. Половина немцев не имеет собственного жилья и арендует его, а квартиры дорожают, квартплата неимоверно растет. Скажем, в Северной Вестфалии главной темой выборов недавно были длиннющие очереди, которые образовываются в Рурском районе на этих уже устаревших автострадах. Иначе говоря, немцев тревожат такие вот жизненные проблемы. В Германии нет какого-то раскола в обществе и большой дискуссии о политической системе.
На вопрос о том, чего ожидать Европе от парламентских выборов Германии, Пьотр Ендрошчик ответил, что он уверен, что Германия сохранит свой курс в отношении ЕС:
Следует ожидать продолжения курса вне зависимости, кто станет канцлером, будь то Шульц или Ангела Меркель. ЕС для Германии является вопросом «быть или не быть», в том смысле, что немцы в экономическом плане без ЕС могут прекрасно справится, но ни в коим случае в политическом плане.
Немцы являются самым крупным экспортером в мире. В связи с чем ЕС является естественной базой для экспорта, тем более что здесь общая валюта и нет пошлин. Однако это не только ЕС. Ведь немцы, а именно немецкая промышленность ждет с огромным нетерпением, когда откроется рынок России со всеми его инвестиционными прелестями, а немцы мастера своего дела. Речь о всех этих турбинах, машинах, поездах и всего того в чем Россия будет нуждаться. Кроме того, Германия экспортирует по всему миру, в том числе, в Китай. Конечно, все эти экономические моменты важны, но политически Германия может существовать в рамках ЕС как полноправный субъект международной политики, с чем было очень непросто после Второй мировой войны.
no/PR24