В Варшаве проходит ежегодное Совещание послов. Дипломаты обсуждают вопросы безопасности, будущее Евросоюза, миграционный кризис и другие важнейшие проблемы. Одним из таких вопросов является намерение польского правительства требовать военных репараций от Германии. Каковы шансы Польши добиться своего в этом деле? Каково состояние польской внешней политики, и как в Польше видят будущее Евросоюза? На эти вопросы в студии Польского радио отвечали депутат от партии «Право и справедливость» Яцек Сасин и депутат от партии «Современная» Моника Роса.
Яцек Сасин полагает, что Германия обязана выплатить Польше репарации:
- Это огромное упущение, огромная несправедливость. Это все длилось десятилетиями после Второй мировой войны и продолжает происходить на наших глазах. Думаю, нет никаких сомнений в необходимости компенсации ущерба со стороны того, кто этот ущерб нанес, то есть со стороны агрессора. Вопрос репараций следует рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, с точки зрения морали, здесь все очевидно. Каждый согласится, что Германия должна, так сказать, выравнять этот счет. Среди европейских стран Польша понесла, вероятно, самые большие потери. С другой стороны, существует, конечно же, юридическая сторона проблемы. Именно этот фактор повлияет на то, с какой результативностью Польша будет требовать компенсации. Аналитическая служба Сейма Польши сейчас занимается юридической стороной вопроса. Исходя из слов министра Ващиковского, МИД Польши также работает над этим вопросом. Я рад этому. Также я рад тому, что германская сторона также пытается подойти к этому вопросу с юридической точки зрения. Анализ ситуации провел и Бундестаг, и немецкое правительство.
Отметим, что вопрос репараций прокомментировала научная служба Бундестага. В частности, ученые заявили: «В 50-х годах существовало независимое государство (имеется в виду Польская Народная Республика – ред.), поэтому все его решения имеют силу на основе международного законодательства». Яцек Сасин назвал мнение Бундестага «спорным»:
- Мы придерживаемся иной точки зрения. Мы полагаем, что коммунистическое государство Польская Народная Республика фактически было колонией СССР и не вело собственной внешней политики. Такое государство нельзя считать суверенным. Решения, принятые в 1950-х годах под давлением СССР, не могут иметь силы. При этом позиция Бундестага достаточно интересна, они пишут, что по истечении 50 лет уже не могут выдвигаться требования о репарациях. В таком случае, если серьезно подходить к делу, то отсчет этих 50 лет должен начаться с 1989 года, когда Польша обрела независимость.
В свою очередь, Моника Роса полагает, что политика партии «Право и справедливость» является примером популизма в действии:
- Это не просто популизм, это вредный популизм. Дело в том, что если кто-то ставит под сомнение договоры, заключенные во времена ПНР, то пусть это относится ко всем договорам, то есть не только о репарациях, но и, например, о границах. В таком случае придется ставить под сомнение договор о возвращенных землях. Во-вторых, давайте не забывать, что Германия взяла на себя всю ответственность за войну. Мы сейчас об этом напоминаем, и это хорошо, нельзя забывать трагическую историю. С другой стороны, сейчас политические силы должны быть направлены на создание сильного и сплоченного Евросоюза. Стоит ли в такой момент поднимать вопросы, которые плохо согласуются с законом? Зачем? По какой причине? Тут все ясно – речь идет о внутренней политической коньнктуре. Все эти действия адресованы электорату. Плохо, что это происходит на международной арене. Эта политика ведет к изоляции Польши, она становится одиноким островом посреди Евросоюза. Польша отвращает от себя ближайшего соседа, важнейшего торгового партнера. Если уж вести настоящий разговор о репарациях, то не нужно было трубить об этом в СМИ. О таких вещах говорят дипломаты, это обсуждается в кулуарах. К сожалению, наше внешнеполитическое ведомство работает не лучшим образом. Напомню, что во Франции год не было посла Польши. У польского посла в Германии очень сомнительное прошлое, и там он занимается практически исключительно показами фильмов о современной истории Польши.
Отметим, что на Экономическом форуме в Крынице выступил президент Польши Анджей Дуда. Он заявил, что Польша является сторонницей идеи «Евросоюза открытых дверей». Моника Роса так прокомментировала слова президента:
- В контексте европейской политики вопрос «открытых дверей» касается, во-первых, углубления и расширения европейской интеграции и, во-вторых, вопрос миграции. Возможно, речь идет об изменении политики президента, либо об изменениях во внешней политике. Возможно, в конце концов президент взялся за внешнюю политику, потому что то, чем занимается министр иностранных дел Витольд Ващиковский, не имеет никакого к этому отношения. Я имею в виду обидные слова в адрес наших партнеров, ссора с Францией по поводу вертолетов Caracal. Звучали также инсинуации премьера Шидло о молодости и неопытности президента Эммануэля Макрона. Так нельзя вести внешнюю политику. Подчеркну, что интеграция с ЕС входит в сферу национальных интересов Польши. Не надо кричать о вставании с колен и зацикливаться на исторической политике. Нужно думать о будущем – в какой Европе, в какой Польше будут жить следующие поколения.
В свою очередь, Яцек Сасин считает, что членство в Евросоюзе не означает отказа от собственных интересов:
- Говоря о вопросе вертолетов Caracal, приведу слова экс-президента Польши Александра Квасьневского. Он отметил, что тендер на вертолеты должен был быть своего рода компенсацией для Франции за разорванный контракт на поставку десантных кораблей в Россию. Если польские налогоплательщики должны платить Евросоюзу за какие-то проблемы крупных игроков, то это странное видение евроинтеграции. Смысл слов президента Дуды вполне очевиден: мы не должны закрываться, должны понимать, что Европа – это один континент, должны помогать другим европейским государствам сблизиться с ЕС. Напомню, что еще при предыдущем правительстве Польша помогала Украине, Грузии, балканским странам.
В студии Польского радио были депутат от партии «Право и справедливость» Яцек Сасин и депутат от партии «Современная» Моника Роса.
PR/jk