Logo Polskiego Radia
Print

Независимая Каталония versus единство Испании

PR dla Zagranicy
Nazar Oliynyk 02.10.2017 17:43
  • Каталония.mp3
Каталонский кризис ставит вопрос о будущем Испании.
Эстелада, флаг сторонников независимой КаталониЭстелада, флаг сторонников независимой Каталониfoto:wikipedia/Huhsunqu/CC BY-SA 2.5

Каталонский кризис является самой серьёзной, за последние несколько десятилетий, политической и национальной проблемой, с которой столкнулась как Испания, так и ЕС.

В воскресенье, 1 октября прошел референдум о независимости Каталонии. Голосование проходило на фоне применения силы испанской полицией, которая выполняла решения Верховного Суда Каталонии о недопущении проведения голосования. Эти события стал верхом эскалации между центральным испанским правительством и каталонским региональным правительством, а также каталонскими организациями, выступающими за независимость. По данным каталонским властей, в референдуме приняли участие 42% избирателей, из них 90% проголосовали за независимость. Мадрид отказывается признавать легитимность голосования, равно как и право Каталонии на независимость.

Прокомментировать каталонский референдум мы попросили Славомира Климкевича, эксперта-международника и преподавателя Колегиум Цивитас.

Славомир Климкевич:Можно сказать, что это действительно было столкновение лицом к лицу, потому что обе стороны приняли тактику, именуемую "win-win". То есть, каждая из сторон стремилась победить и достигнуть максимума из того, чего она хотела. Правительственная стремилась не допустить выборов, поскольку считает их незаконными. Правда такая, что конституция 1978 года гласит однозначно, что ни один из регионов не может самостоятельно выйти из Испании. Голосование по этому вопросу должно быть проведено на территории всей страны. В свою очередь, каталонская сторона ссылается на историческую аргументацию. Вопрос в том, как было организовано голосование на этом референдуме и соответствует ли оно каким-бы то ни было требованиям.

Надо помнить, что после демократических изменений в 1975 году [после смерти диктатора, генерала Франко], и конституции 1978 года, принято постановление о том, что ни в коем случае нельзя осуществлять самостоятельного отделения какого-то из регионов и оглашения им независимости. Конституция ставит на единство нации. Каталонцы отвечают – хорошо, единство нации, но какой нации? Испанской? Еще недавно они хотели только более широкой автономии. В 2004 году был принят проект автономии, который стал предметом переговоров двух парламентов [испанского и каталонского] и был достигнут компромисс. Однако правые [возглавившие правительство] выступили против и опротестовали его в Конституционном суде, который так урезал этот проект, что лишил Каталонию тех полномочий, которые она считала ей причитающимися. В конечном счете, действия правого испанского правительства были восприняты каталонцами, кочень гордым народом, а некоторые испанцы считают их даже самонадеянными, как очень серьезное оскорбление и отношение к ним только как части испанской нации, не имеющей права выдвигать свои требования и добиваться еще более широкой автономии.

Назар Олийнык:Раз уж всем известна каталонская гордость, то была ли необходимость использовать столь грубую силу в день проведения каталонского референдума? Ведь было трудно полностью заблокировать голосование, а Мадрид и так не признает легитимным этот референдум. Теперь же вся мировая пресса потрясена тем, что произошло. Размах немотивированного насилия ставит испанское правительство и Испанию в очень негативном свете.

С.К.:Да, уровень насилия был очень высоким. Полицейские силы получили четкий приказ – не допустить голосования. Поэтому блокировались избирательные участки. 20 сентября арестовано 14 работников Женералитат, другими словами местного каталонского правительства, ответственного за организацию референдума. Испанская полиция очень жестоко отнеслась ко всем попыткам ей противостоять. Однако, на что наблюдатели обращают внимание, может об этом менее громко говорят, поскольку преобладает изумление и возмущение так это то, что сами демонстранты тоже использовали насилие. Это была очень выгодная ситуация и эти левые и центристские партии, которые голосовали за независимость, просто вели политическую и имиджевую игру. Речь шла о том, чтобы скомпрометировать испанские власти, твердящие что они используют все силы, чтобы выборы не были проведены. Такое развитие ситуации для движения за независимость выгодно. Это представляет его в роли жертвы, а испанские власти и Мадрид являются угнетателем, который использует силу.

Н.О.:Председатель каталонского правительства Карлес Пучдемон заявил о том, что по предварительным данным, 90% участников референдума проголосовало за независимость и, по его мнению, это свидетельствует о том, что каталонцы имеют право на свое государство. Результаты референдума будут переданы в каталонский парламент и сценарий объявления независимости в одностороннем порядке уже висит в воздухе. Что будет дальше с Каталонией?

С.К.:У движения за независимость, или сепаратистского движение, как его называет Мадрид, нет другого выхода. Нельзя сказать, что-то вроде «Послушайте, стойкие каталонцы, стойкие избиратели! Мы расходимся по домам и обо все забываем». Надо помнить о том, что 6 сентября этого года местным парламентом был принят закон о референдуме, а 7 сентября принят закон о переходном периоде. В законе идет речь о том, как будет выглядеть развод с Мадридом. Безусловно оба закона имеют серьезные правовые недостатки. Дело в том, что даже каталонское законодательство говорит о том, что такого рода решения парламент может принять голосами 2/3 его членов. А это было обычное большинство, обычное большинство сторонников независимости и левых, у которого нету 2/3 голосов. Таким образом партия сторонников независимости будут продолжать свое дело. Не исключаю, что они будут стремиться к эскалации и демонстрациям. Это обращает внимание и привлекает СМИ со всего мира и позволяет создать свой образ. Мадридское правительство будет теперь перед собой иметь очень крепкий орешек. Сегодняшнее выступление премьера Мариано Рахоя было выдержано в традиционном тоне – референдум не проведен, юридические акты на основании которых проводился референдум, не соответствуют правовым нормам, и Испания не будет разговаривать о независимости. По мнению Рахоя, в провинцию должно вернутся спокойствие и должен быть востановлен конституционный порядок. Все те, кто привел к конфронтации и атаковал полицейских должны быть привлечены к ответственности.

Н.О.:В ситуации клинча между Мадридом и Барселоной возможно ли посредничество со стороны ЕС и ОБСЕ? Мы имеем с политическим конфликтом и национальной проблемой, которая по понятным причинам очень трудная для ЕС. Однако, посредничество необходимо, принимая во внимание ситуация в которой оказалась Испания.

С.К.:Должен признаться, что Вы буквально сняли это у меня с языка. Я вижу решение через посредничество. Если обе стороны окопались на позициях, которые исключают одна другую, то должен появится третий, нейтральный актер, который сначала инициирует переговоры, согласно принципам такого рода переговоров. Должна быть выработана повестка дня. И действительно я вижу ЕС, которая очень обеспокоен этой ситуацией, в роли переговорщика. Никто, кроме каталонцев, не хочет, чтобы Каталония откололась от Испании, объявила независимость, поскольку это может вызвать эффект домино. Надо помнить, что по соседству находятся баски, которые очень кровавым способом боролись за независимость.

ОБСЕ в случае Каталонии также было бы очень хорошим партнером. Говорю это как многолетний сотрудник ОБСЕ. Институт посредничества, поиск согласия, диалог – это инструменты, которые очень часто использовались ОБСЕ.

Материал подготовил Назар Олийнык

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты