В понедельник, 9 октября, парламент Каталонии подведет итоги референдума и примет соответствующие меры. Об этом сообщил представитель каталонской администрации по вопросам внешней политики Рауль Ромева. Ожидается, что на данном заседании будет провозглашена независимость Каталонии. 5 октября Конституционный суд в Мадриде запретил предстоящее заседание, поддержав иск Каталонской социалистической партии, которая выступает против отделения региона от Испании. Ранее Конституционный суд в Мадриде также запретил проведение 1 октября референдума в Каталонии. Несмотря на это, голосование состоялось, в нем приняли участие около 40% каталонских избирателей. При этом 90% из них проголосовали за независимость региона от Испании. Голосование сопровождалось столкновениями каталонцев с полицией, пытавшейся сорвать плебисцит, в результате которых пострадали около 900 человек. В эфире Польского радио тему комментировали координатор Национальной Ассамблеи Каталонии в Польше Жауме Касаньер и политолог Петр Вавжик из Варшавского университета.
По словам Жауме Касаньера, каталонские власти специально отстрочили провозглашение независимости на неделю, оставив тем самым пространство для диалога с правительством Испании:
«В среду, 4 октября, президент Каталонии Карлес Пучдемон в очередной раз призвал к диалогу. В четверг Католическая церковь Испании предложила выступить модератором в переговорах между правительствами Каталонии и Испании. Подобные услуги предложили также парламенты Квебека, Ирландии и Шотландии. Политики со всего мира призывают к диалогу с целью найти выход из конфликта, в ходе которого в минувшее воскресенье даже дошло до агрессии в отношении каталонцев, что недопустимо. Каталонцы готовы садится за стол переговоров с представителями испанского правительства, чтобы найти способы осуществить свои надежды. Нельзя игнорировать их желания создать собственное государство».
***
«На протяжении многих лет Каталония предлагала несчетное количество решений, которые помогли бы отыскать ей свое место в Испании, однако ответ был всегда отрицательный. В частности, таким предложением было проведение референдума, но и здесь нам отказали. Мы с самого начала хотели, чтобы процесс получения независимости проходил демократическим путем согласно воли всех каталонцев. Поэтому, даже против воли испанского правительства, мы организовали этот референдум и сказали свое твердое «да»».
Жауме Касаньер подчеркнул, что даже несмотря на низкую явку, референдум о независимости стоит считать состоявшимся:
«Международные наблюдатели в день референдума и после него заявляли, что он состоялся. С другой стороны, из-за того, что закрывались школы и конфисковывались урны с бюллетенями, у организаторов референдума не было возможности подсчитать порядка 70 тыс. голосов. Тем не менее, сделав несложные подсчеты, можно прийти к конкретному выводу: для того, чтобы хотя бы сровнять все имеющиеся «за» и гипотетические «против», понадобилась бы рекордная явка в 80%, что, учитывая прежний опыт проведения референдумов, маловероятно».
Конституционный суд в Испании признал незаконным проведение референдума. Жауме Касаньер поясняет, почему это решение не отвечает действительности:
«Испанское законодательство не запрещает организовывать референдумы и голосовать. Воскресный референдум был признан незаконным только потому, что правительство Испании попросило Конституционный суд приостановить действие закона о референдуме, что и было сделано. К сожалению, подобный механизм помогает правительству Испании постоянно блокировать всевозможные инициативы Каталонии. В настоящее время в законе о суверенности Каталонии говорится, что Конституционный суд перестал быть нейтральным, в связи с чем его решения не признаются правительством Каталонии. В последние годы накопилась масса примеров того, что Конституционный суд Испании является политически ангажированным».
Координатор Национальной Ассамблеи Каталонии в Польше заявил, что в случае отказа Испанией признать независимость Каталонии, ее жители продолжат отстаивать свои права, исключив при этом агрессивную реакцию:
«Мы на протяжении многих лет идем лишь мирным путем. Так будет и дальше. Однако мы не можем предположить, какой будет реакция правительства Испании, которое уже продемонстрировало, на что оно способно. При необходимости мы готовы защищаться, но ни в коем случае не агрессивными методами, не может быть и речи о гражданской войне и агрессивной реакции со стороны каталонского правительства. Это исключено, в XXI веке в Европе найдутся другие способы решения такого рода вопросов».
В эфире Польского радио ситуацию в Испании, а также реакцию на нее со стороны Еврокомиссии, прокомментировал также политолог Петр Вавжик из Варшавского университета:
«Думаю, этот вопрос можно решить исключительно путем поиска компромисса, поскольку эскалация конфликта может привести к радикальным действиям с обеих сторон. Действия испанских властей, независимо от того, на чьей стороне правда, таких как использование полиции для смирения демонстрантов, аресты политических деятелей и блокировка Интернет-страниц – это ни что иное, как нарушение Конвенции по правам человека и Хартии Европейского союза по правам человека. Вице-председатель Еврокомиссии, который сделал столько заявлений относительно нарушения этих прав в Польше, должен реагировать точно также или даже еще более остро в отношении происходящего в Испании, где решительным образом нарушаются права на свободу собраний и свободу слова и где можно наблюдать преследования по политическим мотивам со стороны испанских властей».
pr24/aj