Одна из самых известных украинских рок-групп - «Бумбокс» - представила в Польше свой новый альбом «Голый король». В интервью Радио Польша солист группы Андрей Хлывнюк рассказывает, что значит это название, как он относится к соотечественникам, которые эмигрировали на Запад, и объясняет, почему он уже три года не проводит гастролей в России. На концерте в Варшаве с лидером группы «Бумбокс» беседовал Александр Папко.
Александр Папко: Андрей, вы назвали свой новый альбом «Голый король», в нём есть песня с таким же названием. Почему вы выбрали такое название для диска? Кто он – голый король?
Андрей Хлывнюк: Это вы, и я, это мы все. Это человек как вид. Это наши политики. Наши общественные деятели, рок-звезды – все на самом деле голые короли. Я имею в виду не слабость или силу человека. Я имею в виду то, что люди ищут себе какого-то мессию, короля, идола, который сильнее и умнее их, который возьмет на себя ответственность за их судьбу. Главное послание альбома - брать ответственность на себя. Если мы уже заговорили на эту тему, то короли, люди которые управляют другими, на мой взгляд, уже уходят в прошлое. Сейчас общество само должно управлять собой, и каждый гражданин должен взять на себя ответственность за то, что он делает, не обвиняя других в своих проблемах. Надо работать над собой и в своем доме. Это наш главный месседж.
А. П.: Вы представляете свой альбом в зарубежном туре. На концерты к вам приходят в основном молодые эмигранты из Украины, Беларуси, России. Кстати, одна из ваших наиболее известных песен «Квити в волоссі» (Цветы в волосах) - о них. Как вы относитесь к тому, что тысячи людей в последние десятилетия оставили свои родные страны и продолжают уезжать? Кто для вас эмигранты: жертвы судьбы, герои, предатели?
А.Х.: Я не считаю себя настолько важным, чтобы оценивать кого-то или обращаться к кому-то с более высокой позиции. Даже с позиции славы - я в нее не верю. Я считаю, что слава - это эфемерная вещь. Скажу так: человек ищет место, где ему лучше. Я был в очень разных странах, и могу сказать, что чувство счастья и комфорта зависит от вас, от вашего характера, от вашей способности ассимилироваться, жить в окружающем мире. Не думайте, что жизнь за границей легче или тяжелее жизни дома. Жизненные обстоятельства могут быть очень разными - независимо от общества, в котором вы оказались.
Я встречался с несколькими типами организованных эмигрантов. И лично мне больше нравятся те, кто начал ассимилироваться. Ваша культура навсегда останется с вами, ничего национального вы из себя не выбросите, даже если захотите. Но ассимилироваться стоит, иначе вы законсервируетесь в том времени, когда вы выехали за границу, и в реалиях той страны, которую вы покинули. А мир идет дальше - он развивается. Время от времени я встречаюсь с людьми, которые застряли в тех годах, когда они покинули или бывший Советский Союз, или Украину 90-х. Но могу ли я давать им советы? Нет! Я скорее бы попросил совета у них, потому, что они имеют опыт жизни в другой ситуации, а я - нет.
А. П.: Отличается ли то, как воспринимает вас публика за рубежом, от того, как публика реагирует на вас в Украине?
А.Х.: Обычно, за рубежом публика приходит, чтобы взять энергию, а не отдать. В странах постсоветского пространства много энергии на концертах отдают , например, белорусы. В большинстве же зарубежных стран слушатель воспринимает тебя, как возможность подзарядиться самому. Но это неплохо. Если у меня есть энергия, чтобы поделиться (а у меня она есть) - то почему нет?
А. П.: Три года назад российские власти запретили вам выступать в России. Хотели бы вы давать концерты в Российской Федерации и при каких условиях? Что бы вы хотели сказать российской публике?
А.Х.: Не запретили, а предложили запретить. Это разные вещи. Запрета на выступления не было. Однако концертов в России я действительно не делаю. Российской публике я хотел бы сказать одно: если вас не зацепила зараза империализма и вы не верите в телепропаганду - то я скучаю по вам, я желаю вам счастья и здоровья! Будьте счастливы! Когда-нибудь, я надеюсь, мы увидимся. А на первую часть вашего вопроса я отвечаю последние три года. Ответ можно легко найти в Интернете.
А. П.: Говорят, что одна из ваших известных песен «Наодинци» (В одиночестве) посвящена Олегу Сенцову - украинскому режиссеру из Крыма, которого российские власти посадили в тюрьму по сфальсифицированным обвинениям. Правда ли это?
А.Х.: Да, исполнение этой песни - это моя бессрочная акция. Люди получили чудовищные 10-20-летние тюремные сроки. Эта акция не только моя, но и многих других артистов. Ее цель - добиться освобождения Олега Сенцова, а также других людей, которые содержатся в российских тюрьмах. И эту акцию провожу не только я. Меня поддерживают многие люди по всему миру - в том числе белорусский Свободный театр, актеры Джонни Депп и Джуд Лоу. Я верю и надеюсь на освобождение Сенцова, потому что он - мой знакомый через одно рукопожатие. Это человек, который близок мне по взглядам. И я верю, что правда восторжествует.
А. П.: Мы живем во времена, когда мир очень быстро и драматично меняется. Ни политики, ни ученые не могут предсказать, что случится в нашем регионе завтра. Мне часто кажется, что музыканты чувствуют дух времени. Скажите, пожалуйста, по вашим ощущениям как артиста, куда катится наш регион? Что с нами будет в ближайшие годы?
А.Х.: Если бы я знал, то, поверьте, собрал бы намного более широкую пресс-конференцию. Разумеется, есть ощущение, что все катится в тартарары, но это нормальное явление для начала века. Возможно, каждое столетие вы, только в другом теле, задаете этот же вопрос мне, тоже в другом теле. Мы будем жить. Все будет нормально. Помните фразу из фильма «В бой идут одни старики»? - «Будем жить!»
Александр Папко