Во время Национального собрания крупнейшей в Польше оппозиционной партии «Гражданская платформа», лидер этой партии Гжегож Схетына заявил, что в ближайшее время представит стратегию, касающуюся вступления польского государства в зону евровалюты.
В Европейском союзе Польша с 2004 года. Членство в евросообществе предусматривает переход на единую валюту, и польская власть взяла на себя такое обязательство, хотя дата его выполнения точно не определена.
Можно ли сказать, что настало время более активно и конкретно поговорить на эту тему, как это предложили оппозиционные политики? Хочет ли Польша и соответствует ли критериям входа в еврозону?
В эфире Польского радио дискутировали депутат от партии «Гражданская платформа» Кристина Сковроньская, депутат Януш Шевчак из «Права и справедливости» и представитель политического движения «Кукиз-15» депутат Гжегож Длугий. Все эти депутаты являются вице-председателями сеймовой комиссии по делам общественных финансов.
Депутат Кристина Сковроньская, представляющая партию «Гражданская платформа», считает, что сейчас для дискуссии о переходе на евро, - самое подходящее время.
Кристина Сковроньская: Прежде всего, потому, что сейчас обсуждается новая финансовая перспектива Европейского союза на 2021-2027 годы после выхода Великобритании из сообщества и прекращения уплаты взносов этим государством. В этом контексте рассматривается также будущее польского бюджета и величина сумм, которые Польша сможет получить от Европейского союза. И здесь важно, вступит ли польского государство в зону евро. Дискуссия об этом ведется на самом деле с самого начала, то есть с 2004 года. Слова некогда главы Национального банка Польши Марека Бельки о том, что вступление в еврозону подобно вхождению в горящую избу, утратили свою актуальность. Более того, сам Марек Белька сегодня выступает с совершенно противоположными заявлениями. Он говорит, что изменил свое мнение, и сейчас прекрасное время для дискуссии. По его словам, переход Польши на евро помог бы ей справиться со многими проблемами сферы экономики, например, с низким предложением капитала. Помимо этого, необходимость вступления польского государства в зону евро подтвердил премьер-министр Матеуш Моравецкий.
При этом вступление в зону евро связано не только с пользой, но и с потерями и рисками, говорит Кристина Сковроньская, подчеркивая при этом, что пользы будет значительно больше.
Кристина Сковроньская: Риск может быть связан с тем, что мы не будем проводить эмиссию польских злотых, а функции Национального банка Польши перейдут Европейскому центральному банку. Однако, это не означает, что польское государство будет невольником. Еще один риск, который может быть минимизирован, - это риск роста цен. В любом случае, как я уже сказала, возможности, которые могут открыться перед польской экономикой, преобладают. Это и экономическое развитие, и ликвидация разницы валютных курсов, и более дешевые кредиты. Принимать решение необходимо на основании баланса: необходимо рассмотреть все плюсы и минусы и прийти к выводу. В настоящее время все говорит о том, что переход на евро является выгодным для польских граждан. А значит, мы должны воспользоваться таким шансом.
В свою очередь депутат правящей партии «Право и справедливость» Януш Шевчак считает, что говорить о вступлении Польши в зону евро в настоящее время нелепо, потому что такой шаг требует изменений в Конституции.
Януш Шевчак: В 227-й статье X раздела, посвященного общественным финансам, написано, что центральным банком государства является Национальный банк Польши, который стоит на страже польского злотого и несет ответственность за эмиссию польской валюты. Не говоря уже о том, что для перехода на евро необходимо изменить целый ряд других положений и законов. Таким образом, пока не будет изменена Конституция, не может быть и речи о вступлении в еврозону. А чтобы изменить Конституцию, необходима поддержка конституционного большинства, которую если кто-то и будет иметь, то «Право и справедливость», а не «Гражданская платформа». Так что я удивляюсь, почему вообще оппозиционные политики занимаются этим вопросом как программным пунктом вместо того, чтобы предлагать идеи о том, как построить больше жилых домов в стране. Более того, поляки не хотят евро, так что лидер партии «Гражданская платформа», выступая со стратегией перехода на эту валюту, рубит сук, на котором сидит. Вопрос принятия евро – очень спорный. Даже некоторые страны, которые перешли на евро, сегодня уже не настроены так оптимистически. И если бы там провели референдум, думаю, многие с радостью бы от евро отказались. Это такие страны как Австрия, Италия. Нашим экономическим преимуществом является конкурентоспособность, например, более низкие цены продуктов. Если бы мы утратили это преимущество, а из-за прихода евро наш экспорт был бы более дорогим и менее рентабельным, то государство понесло бы огромные убытки. Кроме того, мы защищены с точки зрения экономического кризиса. Все-таки общая валюта не дает уберечь себя отдельно взятым государствам еврозоны. Ситуация, в которой оказалась Греция, - яркий тому пример.
Гжегож Длугий – депутат парламента от политического движения «Кукиз-15» - также считает, что переход на евро не согласуется с ныне действующей Конституцией Польши. Политик поддерживает депутата партии «Право и справедливость» Януша Шевчака в том, что перехода на евро не хотят, прежде всего, сами поляки.
Гжегож Длугий: Для начала мы должны задуматься, для чего нам евро в Польше? Если лишь для того, чтобы евро просто было, чтобы получить какой-то чисто политический результат от того, что наша страна вошла в еврозону, то тут надо хорошо поразмыслить. Вопрос заключается в том, хотим мы быть в первой лиге, но мальчиком для битья, или мы хотим быть за пределами этой первой лиги, но сохраняя способность диктовать свои условия? Мне кажется, что переход на евро, с экономической точки зрения, - это очень рискованное решение. Если бы все страны еврозоны придерживались и выполняли принятые договоренности, то еще можно было бы рассмотреть вступление в их ряды. Но вот пример: рост инфляции, который должен был происходить примерно одинаково во всех странах еврозоны, сейчас сильно в них отличается. В странах Юга инфляция значительно выше, чем, например, в Германии. Таким образом, на таком положении вещей начали выигрывать немцы. Мало того, что их продукция, по мнению большинства, лучше качеством, так еще и дешевле. Словом, я считаю, что переход на евро в настоящее время не несет видимой экономической выгоды, за исключением престижа.
PR1/es