Глава польского МИД в среду 21 марта представил в Сейме приоритеты польской дипломатии на 2018 год. Важнейшими элементами его выступления были безопасность, глобальные вопросы и Европейский союз. Яцек Чапутович также много говорил о восточных соседях Польши – Украине, России и Беларуси. Выступление министра в эфире Польского радио комментировали бывший дипломат Рышард Жултанецкий и политолог Анджей Гиль из Люблинского католического университета.
Анджей Гиль обратил внимание на два момента в выступлении главы польской дипломатии: во-первых, уверенность в том, что Польша должна отыгрывать важную роль в международной политике, как в глобальной, так и региональной, а во-вторых, консилиация, то есть добровольное разрешение спора.
«Министр говорил, конечно, о спорных моментах, вспомнил о негативной роли России, но в то же время попытался внести ясность в отношениях с Москвой или Минском. Я бы назвал это настоятельностью и открытостью. По моему мнению, именно это характеризует выступление Яцека Чапутовича».
Положительно оценивает экспозе главы МИД и Рышард Жултанецкий. По его словам, особенно ценна преамбула к этому выступлению, в которой министр напомнил, в чем суть отношений на международной арене, в частности, он подчеркнул, что это отношения между равными, суверенными государствами, суверенитет которых определялся сотни лет.
«Также глава польской дипломатии напомнил, на чем основывается польская внешняя политика, кто принимает в ней участие, в чем состоит ее логика и динамика. Это выглядело немного по-университетски, но стоило об этом сказать и напомнить, как депутатам, так и тем, кто смотрел трансляцию выступления. Это было очень важно».
Во время выступления Яцек Чапутович особое внимание уделил политики в отношении России. В частности, он отметил, что Россия стремится к пересмотру политического порядка в Европе, который был сформирован после 1989 года. «Инструменты для достижения этой цели – дестабилизация многочисленных регионов в ближнем и дальнем соседстве Польши, действия, направленные на обострение политических разногласий внутри отдельных государств», - подчеркнул министр. Он сказал, что необходимо поддерживать политический диалог с Россией, но его суть не может состоять в том, чтобы игнорировать нынешнюю агрессивную политику Кремля в отношении Запада. По мнению бывшего дипломата, в этом плане Польша сталкивается с важной проблемой.
«С одной стороны мы поддерживаем программу «Восточного партнерства», куда входят страны из окружения России. А с другой стороны, как сказал министр, имеем агрессивную, скандальную политику России. Европейская перспектива очень дифференцированая, поскольку совершенно по разному смотрят на отношения с Москвой, например, Таллин и Лиссабон».
Как отметил глава польского МИД, позиция в отношении России будет выработана вместе с партнерами в Евросоюзе и НАТО. Также во время своей речи с трибуны парламента министр вспомнил об обломках президентского самолета Ту-154М, потерпевшего крушение в 2010 году, которые до сих пор Москва не вернула, ссылаясь на продолжающееся следствие. Яцек Чапутович заявил, что Варшава будет добиваться возвращение остова, поскольку это собственность польского государства. По мнению Анджея Гиля, это проблема не только Польши, но и России.
«Ее желание отыгрывать глобальную роль привела к тому, что россияне делают большую ошибку. Ничего не мешает ей вернуть Польше ее собственность. Это решение полностью зависит от российской внутренней ситуации. В то же время, видно, что Яцек Чапутович очень хочет добиться перелома в отношениях с Россией, но не на ее условиях, а на человеческих и гуманичтических, где были бы учтены интересы не только России, но и Польши. Также видно, что польский министр очень прагматично подходит к отношениям с Москвой, с требованием, чтобы главное условие, то есть возвращение польской собственности, было выполнено. Это предложение для России. Возможно, кто-то с той стороны его обдумает, и какие-то шаги в этом направлении будут предприняты».
Кроме того, глава МИД вспомнил о важных для Польши архивах, которые находятся в России. Политолог отметил, что это также важный элемент польской дипломатии, однако, не стоит выносить его на первый план.
«Архивы и культурное наследие Польши было разграблено россиянами. Давайте не бояться этого слова. Это – грабёж. Такие требования должны сопутствовать польской заграничной политики, поскольку, возможно, в будущем удастся этот вопрос в большей или меньшей степени решить. Мы не должны об этом забывать, но также эти требования не могут быть приоритетными, потому что мы должны понимать всю деликатность этих вопросов. Тем не менее, хорошо, что это прозвучало, что министр об этом помнит и что мы об этом помним».
PR24/ds