28 марта Польша в лице главы министра национальной обороны Мариуша Блащака подписала контракт, который можно смело назвать революционным для польской обороны и армии. Большинство экспертов и политиков подчеркивают, что покупка противоракетных систем Patriot является доказательством глубокого политического и военного сотрудничества между Польшей и США.
Стоимость контракта, который является частью программы модернизации польской армии «Висла», оценивается на 4 млрд 750 млн долларов. Контракту сопутствует заключение нескольких офсетных сделок.
Подписанный договор предусматривает, что в 2022 году в Польшу прибудет две батареи зенитных орудий с четырьмя пусковыми установками и радарами. В последующем в Польшу прибудет еще 6 батарей.
Свое мнение по поводу заключенных контрактов и сделок в сфере польской обороны в эфире Польского радио представил эксперт портала военной тематики Defence24.pl Рафал Лесецкий.
Рафал Лесецкий: В настоящее время польская армия не имеет возможности оказывать сопротивление ракетам противника. У нас есть системы противовоздушной обороны – и достаточно старые, и модернизированные. Они способны бороться с самолетами, вертолетами, дронами. Однако, если в польском направлении будет выпущена баллистическая ракета, Польша не сможет отразить ее удар. Системы Patriot, когда уже будут нам поставлены, изменят ситуацию. Мы купили их в версии PAC 3 MSE. Это современные противоракеты, способные отражать удар противника. Надо признать, что они невероятно дорогие. Поэтому надо помнить, что применение их против самолетов или вертолетов было бы слишком невыгодным. В любом случае, польская армия вместе с системами Patriot получает новые способности.
Многие подчеркивают, что Польша получит ультрасовременную технику, которой еще нет на вооружении даже в американской армии. Рафал Лесецкий объясняет, в чем же ценность купленных Польшей систем.
Рафал Лесецкий: Современность основывается на том, что польская армия одновременно с американской армией получит доступ к особой системе командования противовоздушной и противоракетной обороной IBCS. Эта система еще не внедрена в военных структурах США. Она выделяется тем, что имеет модульное строение. К этой системе можно «присоединить» любое средство обнаружения, любой радар, например, и любое средство поражения, любую ракету. После полной интеграции такой системы командования можно соединять между собой различные системы противовоздушной обороны. Сейчас мы покупаем системы в рамках программы «Висла», которая охватывает системы противовоздушной обороны средней дальности, а позже мы будем совершать покупки в рамках программы «Нарев»: она касается противовоздушной обороны малой дальности. У нас уже есть оборонные комплексы с ракетами «Гром» и «Пёрун» ультракороткой дальности, производимыми в Польше. Все перечисленные мной системы могут управляться через IBCS.
Эксперт портала военной тематики Рафал Лесецкий также объяснил, что, купив комплексы Patriot, Польша по-прежнему не удовлетворила всех своих оборонных потребностей.
Рафал Лесецкий: Пока что физически нет того, что мы хотели бы купить. А это радары, которые в состоянии вести наблюдение за воздушным пространством по кругу, то есть на 360 градусов. Кроме того, помимо ракет PAC 3 MSE, мы хотели бы приобрести более дешевые ракеты, предназначенные для поражения меньших целей, нежели баллистические ракеты противника. Проще говоря, мы не хотим стрелять из пушки в воробья. Первое и второе – и всенаправленный радар, и менее дорогие противоракеты – в настоящее время находятся на этапе разработок. Польша хотела бы купить такой же радар, какой себе выберет американская армия, но проблема в том, что она все еще не сделала окончательный выбор. В настоящий момент идет процедура, есть несколько предложений от военной промышленности США. Польша приняла решение выбрать такое же оборудование, как американцы, потому что это будет дешевле. Такая же ситуация по более дешевым ракетам SkyCeptor, призванным дополнить систему Patriot. Мы готовы их купить, но они еще не поступили в Вооруженные силы США.
По словам эксперта, тяжело дать однозначный ответ на вопрос, успехом или поражением является стоимость заключенного контракта, который, напомним, оценивается на 4 млрд 750 млн долларов. Рафал Лесецкий объяснил, почему.
Рафал Лесецкий: Банально хотя бы потому, что так же, как при покупке нового автомобиля в салоне, под одним и тем же названием можно получить разное техническое наполнение. Под общим названием систем Patriot кроются системы, которые между собой могут значительно отличаться. Это во-первых. А во-вторых, сумма 10,5 млрд долларов, о которой говорилось еще в ноябре, - это условная максимальная сумма, по которой американцы продают данный тип военной техники за рубеж. Позже, когда проходят переговоры сторон, как правило, эта сумма снижается, причем как раз примерно на половину. Так что не следует воспринимать полученную разницу как большой успех Польши, ведь это сложившаяся у американцев практика. А третий нюанс, из-за которого сложно дать однозначную оценку стоимости контракта, заключается в том, что мы совершаем покупки в рамках программы «Висла» в два этапа. Оценка лишь одного из этапов, когда мы еще не знаем, сколько будет стоить второй, напомню, значительно превышающий первый, не имеет смысла. Причем именно во второй фазе Польша амбициозно рассчитывает на подписание множества офсетных сделок, за которыми следуют новые технологии, которые, как ожидает польская власть, продвинет вперед развитие польской оборонной промышленности. «Офсет» всегда повышает стоимость контракта. Так что еще слишком рано давать оценку.
Как отмечает Рафал Лесецкий, Польша не является первой в Европе, кто покупает системы Patriot. Они уже есть либо вот-вот будут на вооружении у таких стран как Германия, Румыния и Швеция, хоть и в более старой версии. Эксперт также добавляет, что наличие в стране 8 батарей, ожидаемое к 2024 году, - это абсолютный минимум для безопасности Польши.
Рафал Лесецкий: Две батареи сами по себе, то есть первая фаза программы «Висла», на самом деле не имеют большого значения для армии. 8 батарей – это уже что-то. Но мы должны помнить об одной важной вещи – нет стопроцентной системы противовоздушной обороны. Всегда может найтись такое оружие, которой ее обойдет или через нее пробьется. Не стоит думать, что мы будем на 100% в безопасности и ничего не упадет нам на голову.
PR24/es