Во вторник, 24 апреля Палата представителей США приняла закон о реституции имущества жертв Холокоста. Закон номер 447, или так называемый JUST Act (сокращённо от Justice for Uncompensated Survivors Today). Закон касается реституции имущества, среди прочего, он касается имущества жертв, которые не оставили наследников.
Против закона 447 активно выступали представители польской диаспоры в Америке, а в самой Польше за процессом его принятия следили с беспокойством. Дело в том, что Госдеп США, согласно данному закону, уже в ближайшее 18 месяцев обязан предоставить отчет, где будет отображено как те или иные страны выполняют обязательства по возвращению имущества жертв Холокоста.
В Польше небеспочвенно предполагают, что Just Act может оказаться инструментом давления на польское государство для получения компенсаций, размер которых может существенно отразиться на экономике страны.
Что закон № 447 означает для Польши и почему его приняли именно сейчас? За комментарием Польское Радио обратилось к американисту Артуру Врублевскому из Университета Лазарского:
Это очень хороший вопрос. Это произошло сейчас потому, что кто-то настаивает на этом, оказывает давление и лоббирует данный закон. Напомню, что проект этого закона был принят в Палате представителей в феврале прошлого года - это законопроект № 1226. И потом в Сенате был принят проект №447. Теперь же уже закон был принят в Палате представителей, причем он принят единогласно в рамках упрощенной процедуры, suspended votes, когда на дискуссию выделено всего 40 минут, и, по сути, нет поименного голосования. Этот закон продвигали еврейские лоббистские круги, которые в Америке имеют огромное влияние. Среди прочего, это Американо-израильский комитет по общественным связям или, к примеру, Хабад-Любавич, организация, которая посредством Джареда Кушнера [зятя Трампа], имеет влияние в Белом Доме. Кушнер сотрудничает с этой религиозной организацией.
И второй момент – почему все это происходит сейчас. Дело в том, что поляки очень многое пытаются получить от американцев. К примеру, Польша хочет остановить Nord Stream II, хочет иметь у себя американских солдат, к этому добавим системы «Патриот», реактивные системы залпового огня «Омар». В конце концов, Польша рассчитывает на американский сжижений газ. Ко всему прочему мы уже богаты. ВВП Польши на душу населения составляет 69% от среднестатистического показателя по ЕС. Через несколько лет этот показатель составит 78%. Имею в виду, что сейчас хороший момент, чтобы надавить на Польшу и потребовать компенсаций.
Следует отметить, что в законе 447 Польша не упоминается, но по мнению американиста это не меняет сути проблемы, которая вырисовывается перед Польшей:
Может и Польша не упоминается буквально, но Конгресс обязывает Государственный департамент следить за тем, как выполняются принципы Терезинской декларации, которую в 2009 году приняло 46 стран. От Польши ее подписал Владыслав Бартошевский. [декларация касается вопросов реституции частной и коммунальной собственности евреев, утраченной в результате Второй мировой войны].
Надо помнить, что вопрос возврата еврейского имущества тянется еще со времен падения коммунизма в Польше, когда появилась возможность добиваться возврата утраченного или национализированного имущества. Но, до сих пор, не было большого закона о реприватизации, который вице-министр юстиции Патрык Яки предложил осенью прошлого года. В этом законе говорится о том, что можно возвращать такое имущество, но не больше 20% стоимости, и только гражданам Польши и тем, кто таковым был и пребывали в Польше, когда была конфискована или национализирована их собственность. Таким образом, закон о реприватизации исключает очень многих жертв Холокоста и их потомков.
Более того, в законе 447 говорится о возвращении собственности или ее компенсации, в случае, отсутствия наследников. Согласно римскому праву, если кто-то умирает, не оставив наследников, то его собственность переходит к государству. Теперь же, согласно закону 447, такая собственность переходит к организациям, который занимаются проблемой Холокоста и представляют интересы его жертв.
Большинство польских политиков успокаивают общество относительно возможных последствий принятия Just Act. Лидер «Права и справедливости» еще несколько недель назад высказался по этому поводу. «Польша не будет платить налог от немецких преступлений», - заявил тогда Ярослав Качиньский. В свою очередь, эксперт считает, что угроза того, что Польшу могут поставить перед перспективой подчиниться логике Just Act, реальна:
Месяц назад 59 сенаторов, в том числе республиканец Марко Рубио и Тэмми Болдуин, сенаторша от демократов, которые выступили инициаторами, а также республиканец Джон Маккейн, направили письмо премьер-министру Польши. Американцы призвали Матеуша Моравецкого присмотреться к большому репреватизационному закону, которого еще нет [имея в виду проблему собственности жертв Холокоста]. Этим письмом американские сенаторы как бы дисциплинировали польского премьера. Таким образом есть некий проект, который осуществляется, в том числе и против Польши. Американцы - легалисты и закон 447 не был принят только для символических целей. Министр образования Ярослав Говин не видит в этом законе опасности, но я вижу, что глава польской дипломатии Яцек Чапутович озабочен. Он, наверное, знает, что, так сказать, скрывается в траве, а кроме этого у него серьезные познания в американской политике.
Хочу напомнить об одном прецеденте. В 1995 году Конгресс американских евреев подал в суд на швейцарские банки. Был создан коллективный иск относительно того, что швейцарские банки приняли и скрывали у себя депозиты [с награбленным имуществом жертв Холокоста]. Иск был направлен в нью-йоркский суд. В результате еврейским кругам удалось добиться такого содействия и давления со стороны американского правительства, что швейцарские банки только недавно завершили выплату около 1 млрд долларов в качестве компенсации почти полумиллиону людей. Более того, были угрозы бойкота Швейцарии.
По моему мнению, сам по себе закон 447 выглядит на первый взгляд невинно, но это первый шаг процедуры, когда через 18 месяцев придёт отчет американского Госдепа. Отчет, который, наверное, не будет позитивный в отношении Польши, будет направлен в одну из комиссий американского Конгресса и там Польше достанется. Под прицелом находится не только Польша, а все 46 стран [подписавшие Терезинскую декларацию], однако Польша является самой крупной страной, и она заплатит больше всех, если будет выставлен счет.
PR1/no