Накануне открытия Чемпионат мира по футболу в России президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия всегда придерживалась принципа «спорт вне политики» и поблагодарил ФИФА за такой же подход. Однако, нет сомнения, что кроме сугубо спортивного и бизнес аспекта, первенство мира является для Кремля важным инструментом для создания позитивного имиджа России в мире. Особенно это важно для Кремля на фоне оккупации Крыма, российского вторжения в Донбасс и преступлений против человечества в Сирии, содеянных при участии российских военных сил.
Каким образом Москва, используя свою роль распорядителя главного спортивного соревнования планеты, реализует свои политические и идеологические цели? Этот вопрос в эфире Польского Радио комментировал Камиль Басай, аналитик Фонда «Безопасное киберпространство»:
Я думаю, что плановики Федерации футбола России, которые занимались планированием своих пропагандистских действий, сделали огромный упор на то, чтобы это мероприятие прошло в России, поскольку оно создает информационный эффект на разных уровнях. Первый существенный элемент – это улучшение имиджа России, старающаяся маскировать войны, которые она ведет. Это агрессивные действия в отношении Сирии, Украины, а перед этим были дестабилизационные действия в отношении Грузии и оккупация части ее территории. Россия непрерывно ведет информационную деятельность, призваную скрыть ее ответственность.
Эксперт отмечает, что для Кремля проведения первенства мира, кроме улучшения имиджа России, имеет и более глубокие идеологические цели:
Результатом будет не только улучшение имиджа, но и создание некого повествования. Следует помнить о том, что все болельщики, вернувшись из России, наверное, будут смотреть на нее иначе, чем прежде. Они также будут распространять образ России, который им там был представлен. Можно быть уверенным, что этот образ, по крайней, был представлен слащаво и безусловно нереально. Кроме этого, такого рода события как первенство мира по футболу, имеют свои последствия в плане экономических отношений. Это безусловно используется россиянами, хотя бы в случае строительства «Северного потока-2». Представление себя как надежного бизнес-партнера было в интересах российских пропагандистских центров. Другими словами, речь идет о партнере, который в состоянии организовать самое крупное спортивное мероприятие в мире. Впрочем, Россия постоянно вбрасывает в информационное пространство такие вещи. Она никогда не ведет пропагандистскую деятельность в одном направлении – этих направлений всегда много. С одной стороны, Россия создает впечатление угрозы войны, чтобы добиться условий для большей уступчивости обществ стран, на которые она потенциально может напасть. С другой стороны, Россия протягивает руку помощи, утверждая, что никакой угрозы нету. То есть, как мы видим, ведутся две противоположные пропагандистские акции, чтобы создать условия для дальнейших действий. Чемпионат мира по футболу, в данном случае, является инструментом, создающим позитивный имидж России, как в информационном пространстве, так и в физическом плане. Имею в виду участников и гостей мундиаля.
Камиль Басай выделил главные сферы активности российской внешней политики, вызывающие обоснованную критику международного сообщества:
Если мы говорим об информационной среде, то это очень разные операции влияния на демократические процессы в странах Запада. Речь идет о создании для определенных групп общества соответствующей информационной среды. Часто мы говорим о пропаганде и дезинформации, но большую силу имеет создание, скажем, вокруг интернет-пользователя посредством интернет-страниц и блогов, информации, характер которой, в долгосрочной перспективе, влияет на взгляды человека.
Что касается международной политики, то здесь присутствует несколько важных элементов, которые пытаются маскировать, скажем, действительные причины строительства газопровода «Северный поток-2». Это также элементы, связанные с аннексией Крыма и оккупацией восточной части Донбасса. Это также военные преступления, сигнализируемые Международной амнистией, осуществленные в Сирии с участием российской авиации. Речь идет о донесениях, в которых открыто говорится о десятках тысяч жертв среди женщин, детей и мужчин из числа гражданского населения. И в контексте первенства мира по футболу в России и его имиджевого эффекта, надо сказать, что он призван смягчить негативную информацию, которая уже пошла в мир. Без сомнения, не в интересах России, чтобы, скажем, донесения, из Алеппо, попадала к западному обывателю.
По убеждению эксперта для осуществления той или иной информационной операции, Кремлю не нужно привлекать большого числа специалистов высокого уровня:
Если это команда хорошо подготовленных людей, то это вовсе не должно быть большое количество людей. До 100 человек в состоянии проводить действительно крупные операции, если у них есть соответствующий инструментарий, знания и наработанное информационное пространство. Для этого нет необходимости в тысячах операторов. Однако, во всем этом, важным элементом является координация. В данном случае речь идет о координации государственного аппарата. Скажем, мы имеем заявления министра иностранных дел или пресс-секретаря данного министерства и под информацию, озвученную ими, к примеру, что, что-то неправда или является провокацией, в информпространстве создаются публикации, в которых присутствует данный контекст. Уже потом, данный дискурс расширяется на целый ряд других сюжетов, известных как конспирологические теории. Это делается для того, чтобы создать у получателя информации познавательный диссонанс. Другими словами, он получает доступ к столь большому числу противоречивой информации, когда в конечном итоге адресату информации уже не будет важно узнать факты. Человек уже не будет ничего искать так, как он будет узнавать что-то кардинально новое. А такая ситуация дает возможность скрыть информацию о массовых преступлениях против гражданского населения в Сирии, что не только ложится тенью на имидж России, но и влияет на наложения на нее санкций. Однако, здесь цель не только маскирование, но и реализация российских стратегических целей, где информационная борьба является вступлением к будущим шагам России.
PR24/no