В ноябре прошлого года в литовском парламенте была представлена инициатива, которая получила название «план Маршалла для Украины». Данный план был разработан литовскими политиками с целью поддержки евроинтеграционного и реформаторского курса Киева. План предвидел выделение Киеву в течение 10 лет 50 млрд евро на развитие и поощрения среднего и малого бизнеса. Литовское предложение было позитивно встречено странами ЕС и сегодня работает под другим названием и с гораздо меньшими бюджетными возможностями, как проект Европейской комиссии.
Наиболее ратует и продвигает на международной арене идею широкомасштабного плана помощи Украине бывший премьер-министр Литвы, Андрюс Кубилюс, который дал интервью Польскому Радио.
Андрюс Кубилюс.foto:wikipedia/Michał Koziczyński/CC BY-SA 3.0 pl
Андрюс Кубилюс объяснил суть проекта, который выдвинула Литва:
Философия очень простая. Мы рассматриваем Украину как крайне важную страну с точки зрения геополитической безопасности, особенно нашего региона, но и с точки зрения Европы в целом. Поэтому, мы должны инвестировать в Украину, чтобы помочь ей стать страной, достигающей успехов. Мы здесь смотрим на литовский, а также польский опыт. Если задать себе вопрос, почему мы были в состоянии провести необходимые реформы и стать успешной страной, ответ заключается в том, что Европа уже в начале 90-х помогала нам внедрять необходимые реформы. Мы также получили обещание о членстве в ЕС. Поскольку ЕС сейчас не может предложить Украине подобного решения мы думали над тем, какую временную большую альтернативу, не оставляя перспективы членства Украины в ЕС, можно предложить, чтобы удержать Украину на самом высоком уровне мотивации для того, чтобы проводить необходимые изменения. И Литва предложила «план Маршалла для Украины», цель которого - создать специальный фонд, с возможностью инвестирования в реальную экономику Украины около 5 млрд евро. Использование этого фонда было бы обусловлено процессом проведения реформ. Когда мы предложили это год назад, став очень популярными с этой идеей в Украине, то стали посещать столицы западноевропейских стран [в поисках поддержки данной инициативы]. Мы видим, что в Украине, хотя и медленно, но идет прогресс. Тем не менее, например, недавно Йоханнес Хан, [еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства], ответственный за страны, соседствующие с ЕС, недавно предложил специальную программу для Украины, которая называется «Договор Реформ для Инвестиций» [«Reform Contract for Investment»], у которой та же самая философия, что и у нашей программы. ЕС предлагает новые фонды, около 500 млн евро в год, если украинское правительство будет в состоянии сделать три шага, речь о принятии в украинском парламенте трех законов [связанных с реформами]. В таком случае средства могут быть использованы. На данный момент, того, что Украина получила в течение первого года программы, будет достаточно и нет необходимости в дополнительных средствах. Со времен Майдана разного рода международные организации предложили Украине около 7 млрд евро, которые должны были быть инвестированы в реальную экономику. Однако, украинскому правительству удалось использовать только 1,5 млрд евро. Поэтому еще свыше 5 млрд евро должны быть использованы. И это то, о чем мы недавно разговаривали с украинскими властями, а именно, как увеличить использование финансовых средств.
Экс-премьер Литвы рассказал о том, как сейчас выглядит ситуация с литовской инициативой по Украине:
Частично, как я уже сказал, этот проект стал проектом Еврокомиссии под другим названием. Мы ищем возможность для расширения данного проекта на более долгий период. Недавно мы обсуждали в Варшаве, как предвидеть и планировать наши, возможно совместные действия на следующую декаду. Вначале 2027 года Литва во второй раз будет председательствовать в Совете Европейского союза. Вероятно, это будет очень хорошим моментом- если Украина достигнет успеха благодаря нашей поддержке - чтобы начать говорить об Украине как о кандидате на членство в ЕС. Перед председательством Литвы в 2025 году будет председательство Польши, и это тоже хорошая возможность, общими усилиями настаивать на включении вопроса о членстве Украины в ЕС в список тем к обсуждению. Кроме разговоров об успехах Украины, Литва ведет речь, особенно в западных столицах, что литовская стратегия достижения успеха Украиной должна быть частью более широкой стратегии, которую западное сообщество должно как можно скорее развернуть. Речь идет о долгосрочной стратегии Европейского сообщества в отношении России. Одной вещью, которую может осуществить Сообщество, чтобы помочь России стать более «европейской» страной, является инвестирование и создание вокруг России пояса успешных стран, начиная с Украины. Это задача европейского Сообщества, которую оно может выполнить.
По мнению Андрюса Кубилюса Литва и Польша своей инициативой и примером поддерживают страны, стремящиеся присоединиться к ЕС:
Мы имеем опыт и, возможно, наибольший интерес, стратегический интерес, в том, чтобы иметь хорошие отношения не только с Украиной, но также с Россией. Как правило, если Россия ведет себя несоответственно, то мы от этого страдаем. И поэтому у нас исторический интерес в том, чтобы наблюдать позитивную трансформацию России. Таким образом, имея общественный интерес, мы должны быть своего рода лидером этой инициативы, чтобы убедить остальные страны ЕС принять значительно более прозрачную и целостную, долгосрочную стратегию в отношении России, которая начнется с инвестирования в успех Украины.
Литовский политик попробовал спрогнозировать, как долго Украине нужна будет поддержка в рамках программы экономической помощи:
Это зависит от того, что мы видим в расчетах разных экспертов, среди прочего Натальи Яресько, экс-министра финансов Украины. Она подсчитала, что на сегодняшний день самой большой проблемой украинской экономики является нехватка денег для инвестиций, которые бы пошли в реальную экономику. Надо понимать, что Международный валютный фонд предоставляет кредиты на другие цели. Деньги МВФ идут на стабилизацию финансовой системы. Согласно подсчетам Яресько, если бы средства на инвестиции составляли 5 млрд евро в год, то украинская экономика росла бы в темпе 6-8% в год. Инвестиции очень необходимы, так как сейчас украинская экономика растет на 2-2,5%. Таким образом, если бы рост на уровне 6-8% удерживался бы в течении нескольких лет, то Украина в самом деле стала бы очень привлекательной для частных инвесторов. Ведь Украина — это богатая природными ресурсами страна, страна с сильной промышленной основой. Таким образом, если бы это удалось, и частные инвесторы стали бы приходить в Украину, то тогда бы «план Маршалла» для Украины был бы менее необходим. Однако, для всего этого нужно, чтобы также Польша, как и Литва имели четкий план, как в последующие годы убедить Европейское сообщество, дать Украине перспективы членства.
Это может произойти, вероятно после того, как, вероятно, западнобалканские страны будут включены в ЕС. И поэтому 2027 год будет хорошим моментом, чтобы вести речь о дальнейших шагах в направлении интеграции Украины в ЕС.
Redakcja Polska PRdZ/no