Недавно британское издание Daily Mail сообщило, что Россия планирует разместить свои войска и ракеты на востоке Ливии, что позволит ей держать под контролем один из важнейших миграционных путей в Европу. Разведка Великобритании уже подтвердила появление в Ливии офицеров военной разведки ГРУ и солдат специальных десантных войск. Также появилась информация о том, что под видом деятельности российских наемников из группы Вагнера в городах Тобрук и Бенгази строятся российские военные базы. Группа журналистов-расследователей британского интернет-портала Bellingcat объявила, что проведет собственное расследование относительно присутствия российской военной разведки в Ливии.
В самой Ливии царит хаос. Страна разделена на части: западную контролирует признанное ООН правительство в Триполи, а восточную - парламент в Тобруке вместе с национальной ливийской армией во главе с маршалом Халифой Хафтаром. Южная же часть страны распалась на небольшие территории, подконтрольные локальным и племенным подразделениям или суданским наемникам.
О том, станет ли Ливия второй Сирией, какие интересы вновь преследует Россия в Северной Африке, в эфире Польского Радио рассказала Агнешка Брыц из университета Николая Коперника в Торуни.
Министерство иностранных дел России отрицает присутствие российских солдат в самой восточной стране Магриба. «В Ливии находятся итальянские и французские частные охранные компании, которые охраняют объекты, принадлежащие компаниям из своих стран. Есть также африканские наемники, в основном из Судана», - сказал российский эксперт Василий Кузнецов, заявляя, что россиян с стране нет. Агнешка Брыц, однако, высказала иное мнение:
- Россияне присутствуют в Ливии. Возможно, не в огромном количестве, но они там есть. Подтверждают это и российские СМИ, которые следят за военным участием России на международной арене. Это также те СМИ, которые изучали недавно получившее громкую огласку дело группы Вагнера, т.е. тех наемников, которые под видом частной компании в действительности действовали от имени Кремля. Они также присутствуют в Ливии.
Станет ли Ливия второй Сирией для России? Агнешка Брыц:
- Сегодня мы все ищем ответ на этот вопрос. Известно, что российская военная операция в Сирии фактически завершена, а Ближний Восток – это такое военное и политическое пространство, которое создает множество своего рода «вакуумов». В Ливии, в которой в 2011 году была свергнута власть Муаммара Каддафи, сегодня идет война «всех со всеми»: противостояние мелких полевых комендантов с двумя главными силами – официально признанного всеми, включая Россию, правительства и сторонников маршала Халифы Хафтара на востоке страны, у границы с Египтом. Россия поддерживает именно сторону Халифы Хафтара, который в свое время учился в СССР.
Гостья Польского Радио Агнешка Брыц также прокомментировала европейскую позицию вокруг ситуации в Ливии:
- С Европой в этой ситуации все также довольно сложно, потому что европейцы, в особенности французы и итальянцы, выбрали тоже направление, т.е. официально поддерживают правительство в Триполи, однако, в то же время они неофициально поддерживают отношения и ведут диалог с теми, кто не признает легитимную власть.
Агнешка Брыц объяснила, почему России важно присутствие в Ливии, и какие цели она может преследовать на ее территории:
- Для России – это очередная возможность, во-первых, усилить свое присутствие в регионе, т.е. увеличить свой потенциал по отношению к странам-конкурентам из блока НАТО. Во-вторых, в Сирии, в отличии от Ливии, не было таких энергетически важных залежей полезных ископаемых, прежде всего, я имею в виду залежи нефти. Имея влияние на Ливию или же на тех, кто в ней правит, россияне могут получить влияние на корректировку цен на энергетическое сырье. И, в-третьих, Ливия очень важна для государств южной Европы, например, для Италии. Потому что именно туда устремились иммигранты из стран Магриба, главным образом, как раз из Ливии. Поэтому для России это возможность влиять и управлять волнами беженцев в Европу или, в принципе, для России Ливия может стать инструментом ведения переговоров с Европой по вопросу беженцев, как это делает Турция.
МИД Российской Федерации утверждает, что Москва не стремится к поддержке какой-либо из сторон ливийского конфликта. Часто также подчеркивается, что Россию и Ливию объединяет энергетический интерес, а не политика. Агнешка Брыц поддает сомнению нейтральную позицию России и не исключает того, что Кремль встанет на сторону сразу нескольких сил:
- На сегодняшний момент, до тех пор, пока ситуация не поменяется, россияне будут использовать в Ливии стратегию, вполне типичную для Ближнего Востока, т.е. будут поддерживать одну или же сразу несколько сторон. В случае Ближнего Востока и России такой вариант совершенно нельзя исключать.
Также Агнешка Брыц не исключает, что для России Ливия становится новым пространством для проявления своих имперских амбиций:
- Это определенно так. Давайте посмотрим на стремительное падение уровня поддержки президента Путина со стороны населения в последнее время. Оно было очень неожиданным, потому что президент Путин привык к 70-80 %-ной поддержке россиян, сейчас же она упала до чуть более 60%. Поэтому Ливия становится своего рода трамплином, инструментом, который можно использовать в своей внешней политике и выставлять напоказ в качестве очередного успеха, очередного амбициозного предприятия российского государства. Ливией можно прикрыть трудные ситуации, связанные, например, с пенсионной реформой или с ударяющими в престиж России и ее спецслужб случаями типа дела Скрипалей.
PR1/vv