Правительство «Права и справедливости» ведет активную политику в сфере гуманитарной помощи странам, охваченных конфликтами, катастрофами, а также оказывает поддержку странам, которые развиваются. В 2018 году Польша, среди прочего, особо отметилась помощью беженцам и жертвам войны в Ираке и Сирии. Польские правительственные организации поддерживают местные власти в налаживании жизни там, где еще до недавно бушевала война. Польша также особое внимание уделяет Украине, которая является жертвой российской агрессии. Здесь, во многом, помощь выражается в содействии реформированию разных областей жизни и поддержке гражданского общества.
Стоит отметить, что несмотря на широкий спектр действий польского правительства, Польша далеко не на первых ролях в плане предоставлении помощи по развитию, скажем в 2017 года она составила 0,13% от ВВП Польши. В тоже время страны, лидеры в предоставлении помощи по развитию: Швеция и Люксембург, на эти цели выделяют 1% своего ВВП, но, тем не менее, Польша опередила такие страны как Латвию - 0,11% соответствующего показателя, Израиль 0,1 % или Россию 0,08%.
О польской помощи по развитию в эфире Польского Радио говорила Йоанна Стахыра, заместитель главы Департамента сотрудничества по развитию Министерства иностранных дел Польши, которая отмечает, что среди поляков вопрос предоставления помощи другим странам еще не так очевиден, как может казаться:
Мы иногда сталкиваемся с вопросами о том, действительно ли Польша является уже настолько богатой и развитой страной, чтобы делиться своим достатком. Я уверена, что это на самом деле так. Помня о нашей истории, о том, как нам 30 лет назад оказывали помощь, я думаю, что в течение последних 30 лет мы сделали огромный шаг вперед и настал наш черед делится. Прежде всего, речь идет о знаниях. Нужно подчеркнуть, что проекты помощи, кроме финансового аспекта, это также готовность делиться знаниями, тем, что полякам удалось, с теми, кто находится на ранних стадиях развития своего общества и страны. То, что мы приходим с нашей помощью, и с нашими знаниями, высоко ценится. Кроме того, мы член ЕС, ОБСЕ, ООН и у нас есть обязательства в рамках этих организаций, связанные, к примеру, с борьбой с бедностью и внедрением сбалансированного развития. Однако, благодаря этому мы строим наши позиции в этих организациях, показываем, что мы страна, заслуживающая доверие, у которой есть знания, новшества и которая готова прийти с этим на помощь другим.
Кроме этого, частью нашей деятельности является гуманитарная помощь, то есть, помощь жертвам военных конфликтов. Мне кажется, что в этом плане среди польского общества есть большее понимание, что людям, которые пострадали от разного рода катастроф и войн, необходима помощь со стороны мирового сообщества.
Йоанна Стахыра, подчеркивает, что только осознание драматизма ситуации, той или иной страны, способствует пониманию необходимости активных действий для решения ее проблем:
Пока мы не увидим этого в непосредственной близости, фактически нет осознания этого. Беженцы из Сирии в своем большинстве убежали в соседние страны, в Ливию и Иорданию, проще говоря нашли приют в бедных странах, странах с небольшим населением. В Ливан, в котором проживает около 6 млн человек, прибыло около 2 млн беженцев. Если сравнить, то это так если бы в Польшу прибыло 1/3 ее населения. Общества этих стран приняли у себя этих людей, что является огромной ношей. Поэтому необходимо подчеркнуть, что эти наши проекты обращены и к беженцам, которые находятся в этих двух странах, но они касаются также стран, которые их у себя приютили. Например, мы помогаем в создании мобильних клиник в Ливане, которые могут оказывать медпомощь в самых отдаленных местностях. Мы стараемся, чтобы врачи, которые туда прибывают помогали не только беженцам, но и местным жителям, у которых ограниченный доступ к медицинской опеке.
Чиновница привела пример польских пожарников как наглядное пособие политики Варшавы в сфере помощи по развитию:
Пожарники, популярно говоря – это прекрасный экспортный товар. Мы это видели в случае ужасных пожаров в Швеции летом этого года. Наши пожарники помогают в развивающихся странах, в Украине, но также в Грузии и Кении. Ранее наши пожарники были в Эфиопии и, возможно, уже скоро они появятся в Танзании. Польские огнеборцы обучают своих коллег в перечисленных странах, но они также помогают им в создании организационных структур. Скажем, в Кении создается центр подготовки пожарной охраны. Создан центр, в котором кенийские огнеборцы несут дежурство. Ранее они получили высококлассное снаряжение пожарников из других стран, но их не научили пользоваться им. Поэтому польские пожарники, в рамках проекта, реализируемого при содействии Польского центра международой Помощи, провели обучение кенийских специалистов. Поляки также укрепили уверенность кенийцев в себе. Нам это, порой, не понять, поскольку в Польше пожарная службая пользуется высоким доверием общества, а в Кении пожарные, которые не были обучены, пребывали, на место, когда уже все практически сгорело и в них за это бросали камнями. Благодаря польскому проекту кенийские огнеборцы получили признание общества, для которого они работают.
Йоанна Стахыра отмечает, что очень важно, чтобы реализируемые проекты давали результат в далекой перспекти:
Такой подход важен по двум причинам. Во-первых, потому, что результаты проектов более прочны, поскольку, популярно говоря, кто-то не «проедает» то, что ему дают, а создает свои возможности. Скажем, в странах Восточного Партнерства, и в африканских странах реализуется проект профтехнического образования, и нам важно, чтобы люди получили умения, которые им помогут найти на рынке труда достойную и хорошооплачиваемую работу. С другой стороны, когда мы говорим об Африке, еще и поддерживаем создание микрофирм, что закладывает основы позиции человека на рынке труда. Благодаря этому люди не столь склонны к эмиграции, если они будут иметь перед собой какую-то перспективу. Как известно, все-таки человек предпочитает остатся в своем окружении, со своими близкими и друзями, если перед ним есть какая-то перспектива.
PR1/no