Покупка нового вооружения, предвидящая очень серьезные бюджетные расходы, всегда связана с спорами и неоднозначностями. Перспектива покупки Польшей многоцелевых истребителей пятого поколения F-35 не стала в этом плане исключением. Американские самолеты призваны заменить на службе Су-22 и Миг-29, советского производства, ресурс которых на исходе. Особенно остро вопрос о новых самолетах стал после того, как в течение 14 месяцев потерпели крушение 3 польских Миг-29, считающиеся надежными машинами. Последнее падение Ми-29 ВВС Польши имело место 4 марта текущего года.
Насколько выбор в пользу F-35 является соответствующим решением для модернизации авиапарка польских ВВС? Как это повлияет на их возможности? За комментарием мы обратились к Войцеху Лучаку, главному редактору журнала «Рапорт-армия, техника, оборона».
На данный момент Польша располагает двумя типами самолетов, которые полностью устарели, а именно это Су-22 и Миг-29, которые, по сути, принадлежат к первым партиям этих машин. Поэтому, с точки зрения нужд военно-воздушных сил, покупка новых самолетов является крайней необходимостью. Для Польши покупка даже не 32 единиц, о чем заявлял министр обороны, а 24, или даже 16 современных самолетов даст больше, нежели нахождение на службе четырех десятков самолетов предыдущего поколения. В то же время, с точки зрения ситуации в регионе, покупка 32 или 40 самолётов, той или инной модели, по правде говоря особой разницы не делает. Теоретически F-35 являются самолетами, с помощью которых можно преодолевать противовоздушную оборону противника, поскольку их сравнительно трудно обнаружить. Однако, при таком количестве, и учитывая нашего восточного соседа, такое задание практически невыполнимо. Я лично вижу вопрос покупки самолетов пятой генерации сквозь призму решения насущных нужд польской армии, а не как что-то, что может поменять растановки сил в регионе.
В контексте возможной покупки F-35 появляются критические голоса, что это дорогостоящий самолет, окончательная цена которого может составить порядка 90-100 млн долларов за единицу. В связи с этим критики такого решения считают более целесообразной покупку истребителей F-16, состоящих уже на вооружении польской армии. Войцех Лучак высказал свои соображения по этому поводу:
Если речь идет о вопросе стоимости, то, во-первых, самолеты F-35 дороже F-16 даже при самой новой комплектации последних. Во-вторых, им требуется совсем другая сервисная база и другая подготовка пилотов и обслуживающего персонала. Поэтому, покупка F-16 безусловно вышла бы дешевле. Что же касается вопроса возможностей, то несмотря на все F-35 обладает значительно большими возможностями в ситуациях, когда противник имеет эшелонированную противовоздушную оборону, причем очень приличную оборону. В то же время, фактом является, то, что мы не вполне используем возможности, которые нам дают F-16, состоящие у нас на вооружении. В этом плане нужно хорошо задуматься является ли F-35 хорошим выбором для наших ВВС. Тем более, принимая во внимание то, что наши ВВС в связи со своим размером будут не в состоянии самостоятельно выполнять некоторые задачи, а только и исключительно совместно с нашими союзниками. Дело в том, что диспропорция сил между российской и польской авиацией огромная. Тоже самое касается систем ПВО. В связи с этим, по моему мнению, возможно имеет смысл больше инвестировать в сухопутные войска. Если говорить о наших союзниках по НАТО, то у них действительно большие возможности в плане авиации, но по-другому обстоят дела с сухопутными войсками. Я думаю, тут скорее выбор не между F-16 и F-35, а вопрос довооружения сухопутных войск и ВВС.
Необходимо отметить, что F-35 вызывает немало нареканий, которые, среди прочего, появились в одном из последних отчетов Пентагона. Скажем, есть претензии к стелс-характеристикам этого истребителя. Эксперт объяснил суть данного аспекта:
Во-первых, F-35 – это не такой самолет как F-22, или как более ранняя модель F-117, базовое задача которых быть максимально труднообнаруживаемыми. Надо понимать, что F-35 это машина массового производства, сравнительно с F-22 и F-117, недорогая. В связи с этим, конструкторы были вынуждены пойти на разного рода компромиссы, в результате чего F-35 не та машина, которую практически невозможно обнаружить. Ее сложно обнаружить с передней полусферы, но если F-35 будет лететь вблизи радиолокатора, то тогда имеет место очень широкая площадь радиолокационного рассеяния снизу. Достаточно, чтобы в такой ситуации самолет открыл бомболюки или стал боком к радиолокатору, и он уже будет замечен. Разница между F-35 и самолетами предыдущего поколения, такими как Eurofighter Typhoon или Dassault Rafale, заключается в том, что эти самолеты так или иначе имеют уменьшенную радиолокационную сигнатуру, а в F-35 она еще меньше. Однако это не означает, что это «невидимый» самолет.
Во-вторых, в связи с тем, что это одномоторный и сравнительно небольшой самолет у него очень ограниченные возможности несения вооружения в своих внутренних камерах. Если мы прикрепим дополнительное подкрыльное или подфюзеляжное вооружение, то сразу ухудшаются его стелс-характеристики. Поэтому, F-35 – это самолет с неимоверными возможностями, который полностью меняет ситуацию в воздухе, но это машина, особенно если говорить об обнаруживаемости, которая обладает лучшими характеристиками, нежели самолеты, используемые до сих пор. Однако это достигнуто ценой уменьшения возможностей несения боевой нагрузки, дальности, а также ценой уменьшения исправности машины и ее эксплуатационного ресурса.
Критику вызывает также эксплуатационный ресурс F-35, но как отмечает Войцех Лучак это дело, как и другие слабые места, можно поправить:
Прошу обратить внимание, что новый самолет рассчитан на около 6000-8000 часов полета. Одновременно с этим, если инженеры-конструкторы лучше узнают созданную ими же машину, получат информацию от эксплуатантов, то они в состоянии увеличить срок службы самолета в процессе его производства даже в два раза.
F-35 – это конструкционно новый самолет, в связи с чем будут появляться так называемые болезни детского возраста, но все слабости этой машины будут в процессе упраздняться. Однако, пока это произойдет не надо удивляться тому, что появляются негативные оценки, касающиеся хотя бы эксплуатационного ресурса F-35.
Я бы сказал, что это многоцелевой истребитель позволяет выполнять задания, которые самолеты предыдущего поколения выполнять не могут. Одновременно с этим, в связи с меньшей массой, меньшим радиусом действия и меньшей массой вооружения, у этой машины есть слабые места.
Эксперт считает, что ВВС Польши еще могут какое-то время эксплуатировать Миг-29 и Су-22, пока на вооружения не поступят новые самолеты и что время необходимое для введения в строй F-35 фактически тоже самое, как и в случае других равноценных машин:
В данной ситуации мы находимся в хорошем положении так, как у нас есть свои ремонтные предприятия, а частично мы производим и сборочные узлы. У нас также есть возможность диагностирования состояния Миг-29 и Су-22, ремонтировать, увеличивать их эксплуатационный ресурс. Таким образом, оба самолета могут еще послужить хороших пару лет, несмотря на то, что их боевая пригодность, особенно в случае Су-22 приближается к нулю. Миг-29, той модификации, которой располагают польские ВВС, также не являются современными машинами. Однако, благодаря нахождению их в строю можно сохранить воинские части и поддерживать летные навыки пилотов.
Если говорить о покупке новых самолетов, то, во-первых, сам процесс выбора и переговоров занимает как минимум год или два года. Этих сроков не избежать. Сам же процесс производства современного многоцелевого истребителя, включая необходимость покупки дополнительных узлов и прочее — это еще два года. Таким образом, для покупки какого-либо самолета какого-либо типа, будь то F-18, Rafale или Eurofighter, понятное дело мы говорим о новых, а не о поддержанных машинах, от момента принятия окончательного решения и до момента первой поставки, необходимо от 4 до 5 лет. И с этой временной перспективой мы должны считаться.
Материал подготовил Назар Олийнык