В Вашингтоне началась встреча министров иностранных дел государств-членов НАТО, организованная в связи с 70-й годовщиной создания Альянса. Польшу на этой встрече представляет министр Яцек Чапутович. Глава польской дипломатии прибыл в Вашингтон из Нью-Йорка, где он участвовал в заседании Совета безопасности ООН.
Стоит отметить, что во время встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Белом доме президент США Дональд Трамп сказал, что Европа увеличила расходы на оборону. Глава Белого дома считает это признаком улучшения трансатлантического сотрудничества. В свою очередь, глава НАТО выразил убеждение, что вопреки существующему мнению о том, что президент Трамп неохотно смотрит на Североатлантический альянс, США стремятся к развитию и укреплению НАТО. И не только по причине повышения безопасности европейского региона, но также по причине геостратегической конкуренции Китая, который также хочет увеличивать свои инвестиции и влияние в Европе. Другим конкурентом, или, точнее, угрозой в регионе является Россия, о которой президент США Дональд Трамп также вспоминал на встрече с главой НАТО. При этом Йенс Столтенберг подчеркнул, что НАТО предназначает 260 миллионов долларов на строительство базы оснащения американских войск, размещенных в Польше. «Эта инвестиция в инфраструктуру в Центральной Польше является частью бОльших усилий по повышению военной мобильности и боеготовности войск», - сказал Йенс Столтенберг.
Польское Радио пригласило в студию Ярослава Гузы главного редактора зарубежного отдела Польского агенства печати, который в 90-е был президентом Атлантического клуба - организации, продвигавшей идею вступления Польши в НАТО.
- Обратимся к истории. Когда Польша вступала в НАТО, казалось, что это 100-процентная гарантия безопасности, и что в тогдашнем мире нет ничего лучшего для Польши, чем участие в Альянсе. Однако, сегодня всё чаще появляются голоса на Западе и в США, что НАТО, возможно, уже не является такой организацией, которая решит все проблемы, связанные с безопасностью. Как Вы относитесь к такому мнению?
Ярослав Гузы: Во-первых, мы имеем дело с совершенно другой ситуацией по прошествии очередных десятилетий, ведь она развивалась очень динамично. А возвращаясь к началу истории, то есть, к стараниям Польши и других стран Центральной и Восточной Европы - бывших союзников Советского Союза вступить в Альянс, то надо признать, что НАТО было немного на распутье. Ведь эта организация создавалась с целью сдержать агрессию СССР и так называемого социалистического блока в период «холодной войны». Были идеи преобразовать НАТО в некую организацию всемирной безопасности, шли дискуссии о том, нужно ли НАТО вообще, так как в России началась демократизация. Сегодня мы знаем, как она закончилась, но тогда казалось, что она уже не является противником Запада. При этом в Польше, если говорить о безопасности, ощущение вакуума испытывали не только правящие круги, но и общество. И парадоксально в самом НАТО идея его расширения как расширения зоны безопасности, независимо от того, кто является противником, и вообще, есть он или нет, встретилась с положительным откликом и закрепила смысл существования этой организации. Что и привело к расширению НАТО в 1999 году, 20-ю годовщину которого мы в Польше празднуем.
- А что происходило потом? Как расширение НАТО повлияло также на его развитие в направлении универсального миротворца?
Ярослав Гузы: Затем наступила следующая стадия, очень интересная. Ведь 90-е - это годы войны на Балканах, войны, вытекающие из региональных конфликтов, вспыхнувшие рядом с так называемой безопасной Европой. И Европа, что характерно, не смогла с этим справиться. К действиям приступило НАТО, а фактически, США, которые сыграли роль главного фактора. Независимо от того, что мы думаем по поводу принятых решений, ведь нам известно, насколько слабы страны Балканского региона, если говорить о безопасности, и до сих пор вопрос Косово не является однозначным, то с тех пор до сегодняшнего дня войны там не ведутся. И сейчас можно говорить о том, что НАТО является Альянсом, который защищает лишь свои границы, но организацией, которая восстанавливает мир, по крайней мере, в своем ближайшем окружении. Мирная ситуация у границ находится в интересе государств-членов НАТО.
- Как Вы уже сказали, решающим фактором в НАТО являются США, и это несомненно. Так всегда было и остается на сегодняшний день. Однако, всё же создается впечатление, что нынешний американский президент не делает особую ставку на многовекторные решения, на роль организации в международных отношениях, не так ли?
Ярослав Гузы: НАТО не является мультилатеральной организацией, такой как ООН, ОБСЕ и еще несколько других организаций. НАТО - это пвоенно-политический союз. Такой союз базируется на общем интересе, имеющим принципиальное значение. На первый план выдвигается гарантия безопасности. Этот союз на протяжении 70 лет эффективно защищал своих членов, поскольку на территории НАТО не призошло ничего, что угрожало бы безопасности входящих в него государств.
- А можно ли сказать, что есть дилемма между союзом с США и партнерством в НАТО? Или это одно и то же?
Адриан Бонк: Если мы закончили историческую часть нашей беседы на теме Косово, где американцы должны были перейти к действиям, западные европейцы пришли к выводу, что надо становиться более самостоятельными. Они задумались над тем, как получилось, что они сами не в состоянии были провести эффективную операцию в своем ближайшем окружении. Им стало стыдно. И с того момента появились в Североатлантическом альянсе определенные проблемы между США и Европой, которые проявляются не в виде дискуссии, останутся ли США в Альянсе или нет, поскольку эта дискуссия совершенно бесплодна. Трудно себе представить НАТО без США, поскольку они составляют целых 70% военного потенциала Альянса. Кроме того, Америка располагает самым эффективным «защитным зонтом», то есть стратегическим ядерным оружием. А самым слабым звеном Альянса является французско-германский танцем, который хочет эмасипироваться. При этом ситуация в регионе меняется в пользу укрепления НАТО, поскольку Россия ведет неоимперскую политику, и наш регион снова становится важным в стратегическом отношении.
PR1/iza